Украина-Иран: время действовать

Печать

Финальное решение Соединённых Штатов Америки и Европейского Союза о снятии санкций с Ирана, наложенных в 2005 году, открывает «золотую страницу» в истории государства. Об этом 17 января в обращении к парламенту во время представления бюджета на 2016 год заявил Президент Исламской Республики Иран (ИРИ) Хасан Роухани. В начале своей речи глава государства чётко отметил: "Мы, иранцы, протянули руку всему миру в знак дружелюбия и, оставив позади вражду, подозрения и интриги, открыли новую главу в отношениях Ирана с миром". Это не просто красивые слова, а сигнал к действию. Персы отворили свои двери для иностранных инвесторов, дипломатов, учёных в ожидании развития национальной экономики, которая, по словам Роухани, лишь в нынешнем году должна достичь уровня роста в 8% ВВП.

Украина, если она не хочет быть оторванной от глобальных мировых процессов в ближайшие пять лет, должна вместе с цивилизованным миром перейти к активной фазе, в первую очередь, дипломатического и экономического взаимодействия с ближневосточным государством. Официальному Киеву есть что предложить Тегерану: это и увеличение доли морского экспорта сельскохозяйственной продукции (зерно, кукуруза, подсолнечное масло), и возвращение к диалогу о сотрудничестве в сфере авиастроения (проект самолёта АН-140 и новейшие разработки), и привлечение украинских IT-специалистов на иранский рынок. Однако ни это первоочередные задачи, которые стоят перед украинской дипломатией. Освобождение властями Ирана десяти американских моряков, задержанных ранее в Персидском заливе национальными ВМС, а также договорённость с США об обмене заключёнными, говорит о многом. Во-первых, Тегеран постепенно возвращается на орбиту интересов Вашингтона, на что указывает красноречивое заявление Госсекретаря США Джона Керри в Университете национальной обороны сразу после освобождения американских военных: «Я думаю, мы все можем представить, как подобная ситуация могла развиваться три или четыре года назад, и тот факт, что такая проблема может быть разрешена мирно и эффективно, — свидетельство критической роли дипломатии в сохранности, безопасности и силе нашей страны». Во-вторых, иранцы не отказываются от собственных региональных интересов, что заставляет их устраивать подобные провокации, дабы проверить уровень болевого порога стран демократического содружества.

Этой ситуацией может воспользоваться Украина. Ведь наше посольство в Иране может и должно играть роль посредника между миром западным и миром ближневосточным в решении вопросов освобождения и обмена политических заключённых, пленных. Украинское диппредставительство имеет все шансы стать успешным переговорщиком, так как, по мнению властей Ирана, Украина является нейтральным государством, в отличие от западных держав, к которым у большинства персов сохраняется прохладное, если не сказать враждебное, отношение. Именно поэтому посольство Украины в Иране имеет право предложить свою помощь в делах «критической дипломатии» спецслужбам государств-союзников. Однако эта роль не может быть до конца исполнена без кадровой реорганизации и укрупнения самого представительства, чем, возможно, и стоит заняться украинскому Министерству иностранных дел. Стоит отметить, что назначение Сергея Бурдыляка послом Украины в Иране символизирует, что украинская власть понимает всю важность момента.

Следующим шагом на пути к углублению дипломатических и экономических связей Украины с ИРИ может стать предложение о поставках иранской нефти в Европу через территорию нашего государства. Постепенные корреляции на рынке нефти и изменения, происходящие в экономике Китая, заставляют поставщиков «чёрного золота» искать новые рынки сбыта. Так, на европейском рынке, помимо привычной российской нефти, появилась нефть американского и саудовского происхождения. Так почему бы Европе не воспользоваться иранскими энергоресурсами и украинской транзитной системой? Кроме того, таким образом мы сможем диверсифицировать источники поставок и к тому же поучаствовать в многовековом споре Ирана и Саудовской Аравии – стран-экспортёров «чёрного золота», - добившись для себя приемлемых условий.

Вместе с тем, к вопросу сотрудничества с Ираном стоит подойти взвешено, учитывая конкуренцию по определённым экономическим направлениям. И украинское, и иранское государства ныне рассматриваются правительством Китая, как часть инициативы «один пояс, один путь». Речь идёт о создании Великого шёлкового пути через Китай в Европу за счёт образования многоканальных маршрутов, по которым будет поставляться китайская продукция. Здесь перед Украиной стоит сразу две проблемы: во-первых, Иран владеет довольно развитой инфраструктурой и может взять на себя большие объёмы поставок, во-вторых, в отличие от Киева, который активно борется за внимание Пекина, Тегеран изначально входит в сферу интересов китайского правительства. Так, согласно заявлению официального представителя МИД КНР Лу Кана, Президент Китайской народной республики Си Цзиньпин нанесёт с 19 по 23 января первые в 2016 году государственные визиты в Саудовскую Аравию, Египет и Иран. Известно, что вместе с лидером Поднебесной в иранскую столицу прибудет около ста представителей китайского бизнеса, что, скорее всего, повлечёт за собой подписание значимых и для одной, и для другой страны соглашений. Следовательно, перед украинской дипломатией стоит ещё одна важная задача: координировать деятельность посольств в Китае и Иране и постоянно анализировать градус отношений между этими двумя странами. Кстати, в этом может добиться успеха новый украинский посол, который до своего назначения работал генеральным консулом Украины в Шанхае.

Таким образом, дальнейшее развитие взаимоотношений между Украиной и Ираном имеет широкие перспективы. И здесь речь идёт не только об увеличении товарооборота между двумя странами, диверсификации поставок энергоносителей или полноценной работе посольств, но и о том, что Украина имеет все необходимые возможности стать активным политическим игроком на международной арене.

Тэги: Иран, Украина, сотрудничество, санкции
Печать
Читайте в разделе
  • Про непопулярне: науку, дітей, молодь Нам необхідні точки зростання. Ними можуть стати наукові зелені інноваційні містечка, побудовані не на принципі конкуретності, а принципі синергетизму. Наука+виробництво+молоді вчені.
  • Школа и толерантность: пути решения Помещать детей с особыми потребностями в отдельные классы – это, априори, проводить черту между «ними» и «нами». Если такие ученики будут учиться в одном классе с остальными школьниками, это будет только на пользу воспитанию толерантности.
  • Хто хоче «нагріти руки» на Євробаченні? Здається, і цього разу особисті амбіції та інтереси окремих людей беруть верх над інтересами країни, міста, громади, а іноді – і над здоровим глуздом. Наочною ілюстрацією такого твердження може стати історія зі створенням скверу біля МВЦ.
Выбор читателей
Київрада заборонила нічний продаж алкоголю поза межами закладів ресторанного харчування. Як вам таке рішення столичної влади?