Сезон никакой

Печать

Последние 23 года независимости Украины каждый курортный сезон в Крыму традиционно получал оценку – никакой. За этот период выражение превратилось в такой себе лозунг или даже мантру. Так говорили в 1993, когда Крым принял 2,5 млн туристов. Так же говорили в 2012 и 2013, когда Крым посещали по 6 млн туристов в год. Пессимизм в отношении курортного сезона 2014, как, впрочем, и в отношении других результатов аннексии полуострова, сегодня проявлять в Крыму не модно и небезопасно. Из меня пессимист никудышний. И крымские опасности мне, объявленному сепаратистами "невъездным", не страшны. Поэтому, претендуя на объективность, попробую проанализировать результаты этого года для оккупированной курортной жемчужины Украины.

Фото: EPA/UPG

В прошлом году Крым принял почти 4 млн украинцев, 1,3 млн россиян, 250 тыс белорусов, полмиллиона граждан ЕС,Турции, Азербайджана, Казахстана, Израиля и других стран. При этом, наибольший рост турпотока был именно из ЕС и Турции. Не случайно. К этому стремились. Проект по продвижению крымских оздоровительных курортов «Дни Крыма» в подготовке прошлого сезона провели в Риге, Берлине, Лондоне, Вене, Стамбуле, Анкаре, Баку. Количество круизных судозаходов в порты Ялты, Севастополя и Феодосии достигло 144 (в 2012 было 96 судозаходов) и стало рекордным за годы украинской независимости. Впервые круизы стали заходить и в Евпаторию. Стабильный рост числа иностранных туристов в последние 4 года вызвал увеличение трат крымских здравниц и отелей на обучение персонала и на приведение в порядок инфраструктуры. В подготовку сезона 2013 крымский турбизнес вложил (и это лишь официально) 470 млн грн, это на треть больше чем в подготовку 2012 года.

Подготовка сезона 2014 провалилась в самый ответственный период в феврале-апреле. Это и "зеленые человечки", и транспортный коллапс, и безумные очереди на переправах где смешивались туристы с военными и "казаками", бредовые идеи с единым билетом на самолет-пароход-поезд-паром-автобус с нестыковками по времени пересадки, это еще и паралич банковской системы. К маю готовыми принимать туристов оказались лишь четверть отелей и 10% здравниц. Всего за первое полугодие санаторный комплекс Крыма реализовал 20% от прошлогоднего количества койко-дней (есть такой старинный, но верный KPI). Заполняемость действующих здравниц в июне составила 32%, в прошлом году на аналогичную дату показатель был 48%, ну и здравниц работало значительно больше.

Отельный сегмент прошел полугодие еще хуже. Но не везде, в отелях Симферополя случился настоящий "туристический" бум. "Даже не мечтали о таком! Загрузка 100-105%, дополнительные места все проданы! Подняли цену на 80%, и это никого не испугало! Выкупали сразу на 15-20 дней, а некоторые номера выкупили на месяцы!" - прокомментировал ситуацию восторженный директор одного крупного отеля крымской столицы. Так въезжали в Крым российские фсбэшники, грушники, "российские СМИ" и многочисленные чиновники. К туризму это, конечно, имеет далекое отношение... Так родился новый вид туризма – «по случаю аннексии» или «в связи с оккупацией». Цель поездки: «аннексия территории».

Летом ситуация начала резко меняться. Здравницы и отели, которые открылись к июлю, а это около 35% от общего их числа начали массово принимать семьи беженцев из Донбасса. Очень не курортное настроение и атмосферу привезли беженцы в Крым. Этот вынужденный "туризм" имел свои оттенки и специфику. Именно этот сегмент "отдыхающих" повлиял на среднюю продолжительность пребывания в здравницах и отелях Крыма, которая выросла значительно. По достоверной и официальной информации, которой располагаю, вместо прошлогодних почти 4 млн украинских туристов полуостров в этом сезон принял 370 тыси география этого потока - Восток Украины. Средний срок отдыха вырос на 30% в сравнении с 2013 годом.

Почувствовать лично "крымнаш" в августе ринулся поток россиян, впечатленных "трогательными репортажами" НТВ, РТР и ОРТ с места событий. Первое, что им пришлось прочувствовать: Крым без Украины – это остров. Действительно, комфортным маршрут в Крым через пролив назвать нельзя, а путь назад стал для многих испытанием. К тому же дефицит и/или дороговизна многих товаров частого потребления, да еще и общая нервозная атмосфера оставили впечатление: "крымнаш», но Сочи ближе и дешевле". В прошлом году 1,3 млн россиян отдохнули и оздоровились в Крыму, тогда они составляли 20% от всего турпотока. Текущий сезон "сделали" россияне, обеспечив 70% потока. Впервые, основным маршрутом стал именно путь через паром «Керчь-Кубань». Его выбрали около полумиллиона туристов, то и дело мешая переброске военных частей в Крым. Около 350 тыс туристов из России добрались самолетом. Еще недавно "международный" аэропорт Симферополя пришлось полностью переориентировать на рейсы всего лишь по одному направлению - из России. К слову, в 2013 году аэропорт принял и отправил почти миллион пассажиров из 16 стран, в том числе около 500 тыс туристов.

Железную дорогу в аннексированный Крым предпочли порядка 300 тыс россиян. Это рекордно низкая цифра. Ещё бы, путь через Украину, где "снимают с поезда и - в Нацгвардию" выбирали лишь подготовленные. Всего российских отдыхающих за 9 месяцев этого года - 1 млн 150 тыс, до конца года эта цифра может увеличится на 150-200 тыс. Иностранных туристов из стран ЕС, Турции, Азербайджана, поток из которых стабильно рос, в этом году практически не было. Крупные лайнеры тоже обходили полуостров стороной. Таким образом, Крым принял в этом сезоне 1,5 миллиона туристов. Возможно, до конца года количество достигнет 1,8 млн. При таких показателях туристический комплекс Крыма катастрофически убыточен.

Немного сглаживает ситуацию налоговый и юридический коллапс, которым вынужденно воспользовался турбизнес. Кроме отчислений в местный бюджет с зарплат, крымский бизнес фактически получил налоговые каникулы. Конечно, такие каникулы по уровню радости и удовольствия сравнимы с каникулами в школах Донбасса. Вместе с этим, налогообложение именно санаторного комплекса, то есть предоставление медицинских услуг в РФ лояльнее украинского. Например, нулевая ставка НДС (которую в Украине давно добиваются), на треть меньше начисления на ФЗП.

Углубляется географическая диспропорции и поляризация. Админцентры Севастополь и Ялта, как главные элементы туристической части патриотического порыва «крымнаш», почувствовали "новые приливы". В то же время весь остальной крымский турбизнес простоял и получил убытки (исключение - Сакский грязевой курорт) . В том числе курорты Евпатория, Большая Алушта, Феодоссия, а именно в этих регионах самый большой процент крымчан живущих за счёт туризма. Псевдооценки и ощущения, которые декларирует крымская власть не отражают реальную картину и уже к концу сезона во всех этих регионах население, привыкшее к другим заработкам, своим карманом оценит "выгоду" аннексии.

Вот еще и проект Солнечная Таврика (ГП РФ, объединяющее государственные санатории и пансионаты), на который возлагались большие надежды, показал полную недееспособность. Государственные здравницы, которые были отобраны у Украины, имели хоть какой-то наработанный рынок "социальных" отдыхающих. Проблема их интеграции в современное понятие туристического рынка имеет очень глубокие корни. А энтузиастский подход этого проекта, который держится на принципе слепой веры в то, что 150 предприятий вдруг зафункционируют эффективно и станут конкурентоспособными говорит о неумении реально оценить ситуацию. В санаторном комплексе уже сокращено более 12 000 человек.

Еще один бум текущего сезона в турбизнесе - это массовая смена собственников здравниц, отлей и ресторанов. Большинство успешных туристических объектов завершают сезон уже с новым собственником. Мне известны десятки примеров. В основном вышедшие из бизнеса иностранные и украинские собственники выгодно продали курортные объекты маасковским"предпринимателям", которых не столько интересовал туризм, сколько выполнение команды "скупать!". Большинство новых "счастливых обладателей" приобрели туробъекты , как непрофильные активы и понятия не имеют, что с этим делать. Этот фактор вскоре станет очень заметным.

Облик индустрии гостеприимства формируют туристы, как и спрос рождает предложение. Облик крымского курорта существенно изменился. Перспективы международного курорта растаяли как дым. Нарисовался четкий контур будущего места полуострова в мире. Это контур непотопляемого авианосца, контур военной базы.

Этого ли хотели крымчане? Точно нет. По данным социологии,проведенной "Центром Разумкова" в 2012 году 72% жителей АРК считали, что главным направлением в развитии полуострова должен быть туризм. Интересно, но так говорили и жители совсем не курортного крымского севера и степных районов, они видели перспективу в обеспечении туристического потока товарами их производства. Туризм в Крыму отличался высокой тенизацией, и в доходах местного бюджета он занимал 4-6%, но вместе с тем более 100 тыс семей крымчан получали доходы лишь от курортной сферы. Туристический бизнес - это креативный класс, люди способные двигать всю территорию к прогрессу и ценностям свободы. Тяжелее всего придется именно этому сообществу крымчан, привыкшему к демократии, самостоятельности и к своей приоритетности.

P.S. Cправедливости ради, стоит обратить внимание на статус туризма и в Украине. Так низко его никогда не опускали. А ведь с помощь внутреннего туризма можно объединять страну. Грамотный туристический имидж способен привлекать иностранные инвестиции, а через удовлетворение турпотока собственными товарами, можно создавать новые рынки для украинских производителей. Но пока в Украине этого не понимают. Государство исключило туризм из повестки дня, у власти нет координатора этой отрасли, нет программы развития, нет видения и на месте ситуация не стоит, она ухудшается.

Текст в сокращенном виде выходил в журнале "Новое время".

Тэги: Крым, туризм, вторжение России в Украину
Печать
Читайте в разделе
  • Про непопулярне: науку, дітей, молодь Нам необхідні точки зростання. Ними можуть стати наукові зелені інноваційні містечка, побудовані не на принципі конкуретності, а принципі синергетизму. Наука+виробництво+молоді вчені.
  • Школа и толерантность: пути решения Помещать детей с особыми потребностями в отдельные классы – это, априори, проводить черту между «ними» и «нами». Если такие ученики будут учиться в одном классе с остальными школьниками, это будет только на пользу воспитанию толерантности.
  • Хто хоче «нагріти руки» на Євробаченні? Здається, і цього разу особисті амбіції та інтереси окремих людей беруть верх над інтересами країни, міста, громади, а іноді – і над здоровим глуздом. Наочною ілюстрацією такого твердження може стати історія зі створенням скверу біля МВЦ.
Выбор читателей
Київрада заборонила нічний продаж алкоголю поза межами закладів ресторанного харчування. Як вам таке рішення столичної влади?