Почему бензин не дешевеет вслед за нефтью

Печать

Премьер-министр Арсений Яценюк потребовал привязать цены на бензин к котировкам нефти. Станут ли от этого "цены на пистолете" на украинских АЗС ниже? Аргументы "за" и "против".

Фото: EPA/UPG

Сразу отмечу, что я не являюсь экспертом по рынку нефти или нефтепродуктов. Чтобы написать этот блог, я еще позавчера (до громкого заявления Яценюка) разослал запросы в Антимонопольный комитет Украины, компанию "Укрнафта", которая добывает нефть и владеет крупной сетью АЗС, в компанию ОККО и в инвесткомпанию Dragon Capital. Ответ пришел пока только из инвестиционной компании от аналитика Дениса Саквы. По мере поступления других ответов, этот блог будет дополняться.

(Комментарии ОККО и KLO были добавлены 15 января, комментарий эксперта Сергея Куюна - 14 января).

Нефть падает, бензин на месте На первый взгляд складывается удивительная ситуация. Цены на нефть в прошлом году упали с 53,11 долларов США за баррель 5 января 2015 года до 36,62 долларов США за баррель 28 декабря 2015 года. -31%. За это же время стоимость литра бензина марки А-95 на украинских заправках выросла с 17,1 до 19,67 гривен или на +15%.

Выглядит это так:

Проблема в том, что розничная цена бензина зависит не только от стоимости нефти на биржах. На нее влияют валютный курс (украинский рынок нефтепродуктов сильно зависим от импорта), налоги и сборы, плата за транспортировку, за хранение и т.д. Рассмотрим некоторые из этих моментов по очереди.

Влияние курса

Как мы уже помним, стоимость литра бензина А-95 в 2015 году выросла на 15%. Что же было с долларом США? Он тоже подорожал. 12 января 2015 года за американскую валюту давали 15,76 гривен, а 31 декабря - уже 24 гривны. Доллар укрепился на 52%.

Выглядит это так:

"Зависимость (украинского рынка нефтепродуктов от импортных поставок, - ред.) очень сильная. Из крупных работающих производителей бензина и дизтоплива в Украине остался только Кременчугский НПЗ, доля которого около 25% в общем объеме потребления", - говорит Денис Саква, старший аналитик Dragon Capital.

Многие торговцы топливом доходы получают в гривне, а товар закупают за доллары. Доллары они приобретают на межбанке. И с 1 января 2016 года делать это стало еще сложнее. Профильное издание Oil News пишет о возможном дефиците топлива из-за валютных ограничений Нацбанка.

Налоги и сборы

Заметную долю в цене бензина составляют налоги и сборы. По словам руководителя специальных проектов НТЦ "Психея" Геннадия Рябцева в комментарии для издания "Деловая столица" в ноябре 2015 года, в структуре цены бензина и дизтоплива в Украине 45% занимает стоимость нефтепродуктов, еще столько же - налоги и сборы и около 10% - затраты и прибыль продавцов.

"На сегодня себестоимость нефтепродуктов составляет 40%, налоги составляют 43%, логистрические затраты – 2%, маржа оператора – 15%. Из этой маржи нужно покрыть затраты на содержание инфраструктуры автозаправочных комплексов, на зарплаты персоналу, возвращать кредиты и проценты по кредитам", - комментирует Васыль Дмытрив, руководитель департамента маркетинга сети АЗК "ОККО".

В декабре 2015 года депутаты Верховной Рады проголосовали за увеличение акцизов на топливо на первое полугодие 2016 года, сообщали Oil News. Естественно, повышение акцизов сказалось на отпускной цене бензина.

"Переживаем исторический момент: с января 2016 года доля налогов в стоимости бензина на украинских АЗС превысила долю нефти. Да, нефть упала, но налоги с нового года выросли, притом выросли в евро и сползающий курс толкает гривневую цену вверх", - пишет Сергей Куюн, директор консалтинговой группы А-95 в своем блоге на facebook.

"Если ранее акциз на бензин составлял 202 евро за тонну, то теперь он увеличился до 228 евро за тонну. Акциз на дизель с 100 евро за тонну вырос до 113 евро за тонну. При этом он изначально нестабилен, поскольку начисляется не в гривне, а в евро, курс которого постоянно меняется. Рост акциза исключил снижение цен на заправках при падении цен на нефть. Ведь при старых акцизах и дешевеющей нефти, цена на топливо понижалась", - пояснил Вячеслав Стешенко, коммерческий директор и совладелец сети АЗК KLO.

Цены на топливо при повышенном акцизе могут снизиться, только если нефть продолжит падение или останется на том же уровне, если валюта будет оставаться стабильной, а Национальный банк решит проблему с продажей нам валюты и даст возможность оплачивать товары, добавил Вячеслав Стешенко.

"Исходя из декабрьских поставок, можно было ожидать снижения цен в начале января. Но, к сожалению, снижение мировых цен на нефтепродукты было компенсировано увеличеним акцизов в Украине на моторное топливо с 01.01.2016 на 13% и изменениями по розничному акцизу в среднем на 70 коп/л. Если продолжится падение цен на нефть и курс национальной валюты не будет падать, то можно ожидать со временем понижения цен на АЗК. Мы сами в первую очередь заинтересованы в этом, ведь продавать топливо по высоким ценам в современных экономических реалиях очень сложно", - говорит Васыль Дмытрив из сети АЗК "ОККО".

Значит, цены будут расти?

Я бы не спешил делать такие выводы. Во-первых, крупных игроков на рынке нефтепродуктов не так уж и много, и чисто теоретически они могут согласованно задирать цены. Периодически Антимонопольный комитет обращает внимание на цены на автозаправках. Например, в сентябре 2015 года АМКУ рекомендовал сразу 12 компания снизить цены на топливо.

"То, что все АЗС обычно меняют цены в течение короткого времени наводит на определенные размышления", - говорит Денис Саква из Dragon Capital.

Денис рассчитал условную маржу ритейлеров по 95 бензину в 2015 году. Условную, потому что речь идет о деньгах, которые остаются у компании после закупки бензина (берем европейскую цену в Амстердам-Роттердам-Антверпен - ARA), уплаты акцизов и НДС. С этой суммы надо будет еще заплатить за доставку бензина в Украину, улуги железнодорожной доставки внутри страны, услуги нефтебаз и т.д. Так что реальный заработок компаний ниже. Тем не менее, эти расчеты позволяют сделать некоторые выводы о том, как менялись аппетиты торговцев в прошлом году. 

Вот как это выглядит:

Как видим, условная маржа компаний весь прошлый год менялась незначительно - колебалась в коридоре 37-40% (реальная маржа ниже), несмотря на падение цен на нефть и рост курса доллара. Поэтому нельзя сказать, что владельцы сетей АЗС стали зарабатывать намного больше. Но и в убыток себе они не работают.

PS

Если вы специалист рынка нефтепродуктов и хотите дополнить этот материал или указать на неточность, пишите прямо на мой электронный ящик a.ianitskyi@gmail.com или в facebook. Материал также будет дополняться ответами "Укрнафты", ОККО и Антимонопольного комитета.

Тэги: нефть, АМКУ, бензин, АЗС, Укрнафта, Dragon Capital, ОККО, Денис Саква
Печать
Читайте в разделе
Выбор читателей
Чим для вас є військовий парад на Хрещатику на День Незалежності?