Апельсиновый синопсис, или Читая Леонида Филатова в аэропорту имени Сергея Прокофьева

Печать

«Сказка ложь, да в ней намек !..»

А.С.Пушкин

Итальянец Карло Гоцци известен тем, что подарил миру десять удивительно поэтичных и, одновременно, веселых фьяб – театральных сказок – «Турандот», «Король-олень», «Счастливые нищие», «Зеленая птичка» и др.

Первая из написанных Гоцци фьяб – «Любовь к трем апельсинам»(1760 г.). Ее герои при участии классических персонажей-масок традиционной народной итальянской комедии дель-арте сражаются со злом. И добро, как это чаще всего и случается в сказках, после многих волшебных происшествий и забавных приключений побеждает.

Сказочный король Треф, охвачен горем: его сын, юный Принц, впал в неизлечимую ипохондрию. Против королевской семьи действуют заговорщики — племянница короля Клариче и первый министр Леандр. Они хотят отравить Принца, чтобы захватить престол. Заодно с реальными персонажами действуют волшебники: добрый маг Челий покровительствует королю, а ведьма Фата Моргана — Леандру. Принца может излечить только одно средство — смех. Шут Труффальдино, приглашённый ко двору, устраивает веселое празднество, и Принц вдруг начинает хохотать, увидев смешно перекувырнувшуюся старуху Фату Моргану. Проклятия ведьмы вынуждают Принца отправиться па поиски трех волшебных апельсинов. После многих приключений Принц и Труффальдино находят три огромных апельсина, в одном из которых томится принцесса Нинетта. Влюбленный Принц освобождает Нинетту и женится на ней. Враги вместе с Фатой Морганой проваливаются в преисподнюю.

Маски, необычные герои, стремительно развивающиеся события, чудесные превращения, волшебство никак не мешало зрителям узнавать конкретные личности и персонифицированные идеи. Это была смесь сатиры, пародии, эпиграммы, облаченная в фантастические одежды.

На основе этой сказки и личных переживаний 1917-1919 годов Сергей Прокофьев создал четырехактную оперу «Любовь к трем апельсинам». Празднично - театральный марш, скерцо в ритме тарантеллы популярны во всем мире… «Пьеса Гоцци очень меня занимала смесью сказки, шутки и сатиры, а главное своей театральностью», – признавался Прокофьев. Автор словно любовался неожиданным соединением сказочной нереальности с самой реальной повседневностью.

И вот, уже в наши дни, культурно - инновационный проект «Донетчина – родина Прокофьева», реализованный в этом году Донецкой областной администрацией (общей стоимостью 16,230 млн гр.) заставил снова зазвучать произведения композитора – в общественном транспорте, на автовокзале, в аэропорту и даже на «музыкальных» лавочках города. По замыслу организаторов, отдельные произведения композитора в рэповом, джазовом и ретро вариантах должны «подсаживать» на классику молодежь. Это, конечно, здорово.

Хотя, с другой стороны, почтовые марки, туристические буклеты и наружная реклама – это хорошо, но как открыть глубину идей композитора? Но это к слову…

Вдохновленный музыкой Прокофьева, по своему прочитал в свое время фьябу Гоцци «Любовь к трем апельсинам» другой наш современник – Леонид Филатов. В 1997 году он написал по ее мотивам пьесу с таким же названием. Как сегодня говорят, римейк. Короткое содержание изложено выше, герои – те же. Вот несколько отрывков из этого произведения.

Пока я был под властию заклятья,

Все в мире перепутались понятья.

Тот простодушен, - стало быть, кретин,

Тот предприимчив, - значит, сукин сын.

Кто пашет, поливая землю потом,

Теперь у нас зовется идиотом,

А если он еще и патриот,

То он уже ОПАСНЫЙ идиот!

--------

Все воры и убийцы мира вместе

О совести талдычат и о чести:

Они, мол, им покоя не дают,

А отвернись - ограбят и убьют!

***

На свете нет ужаснее напасти,

Чем идиот, дорвавшийся до власти!

Нам нужен труп в одежде короля,

А не живой придурок у руля!..

Да, мастера изысканного смеха

Не могут в наши дни иметь успеха,

И не умерших классиков вина,

Что резко поглупели времена.

Сегодня и нормальный человек-то

Довольно слаб по части интеллекта,

Сегодня и нормальному уму

Писатель Свифт уже не по уму!..

В каком театре - ткните для примера! -

Смеются над пиесами Мольера?..

В какой избе-читальне на земле

Хохочут над романами Рабле?..

Зато какой бы хохот грянул в зале,

Когда б мы голый зад вам показали?..

Сегодня лишь такие номера

У публики проходят на ура!

Желая рассмешить толпу до колик,

Репризами исходит бедный комик.

Меж тем, ему довольно снять штаны,

Чтоб вызвать ликованье всей страны!..

Чего же мы хотим от идиота?..

Быть ниже нормы - вот его работа!..

Он на конфликт с эпохой не идет:

Мельчает век - мельчает идиот...

Но я слыхал, простые анекдоты

Воспринимают даже идиоты.

«Любовь к трем апельсинам»– театральнаясказка. И опера, и пьеса для авторов – способ преобразования в чувственные аллегории страстей, их философских взглядов, идей, отношения к морали, всего того, что их интересует и волнует.

Так о чем же все эти великие произведения ? Каждый, при желании, может найти в них борьбу добра со злом, любовь, историю, кто-то – социальную ситуацию и даже политику.

Главное, не забывать, что это сказка и действие происходит в театре. А уж если мы не будет слушать, читать, смотреть сказки, «где все всегда кончается добром» — то добра на свете вообще не останется.

А зритель спросит не без интереса,

О чем же повествует эта пьеса?

Да все о том же, зритель, все о том,

Как доброе сражается со злом.

А зритель скажет: нас не убеждает,

Что, мол, добро повсюду побеждает

В обычной жизни. Да! Что - да, то - да

Добро не побеждает никогда.

Но в сказках вот уже который век

Добро всегда одерживает верх.

А зритель скажет: сказка раздражает,

Что жизнь она никак не отражает.

Но у меня есть тоже возраженье:

На кой вам черт такое отраженье?

Ей-Богу же, грешно у нас в Отчизне

Глядеть на сцене отраженье жизни.

Вы жизненных сюжетов до хрена

Из собственного видите окна.

Конечно, в пьесе множество огрехов,

И автор, как вы поняли, не Чехов,

Но чем всегда притягивают сказки,-

Что в сказках не бывает серой краски.

Поэтому доверьтесь без опаски

Наивной и дурацкой этой сказке,

Где, хоть вопрос и ставится ребром,

Но все всегда кончается добром!

P.S. Виртуальная диалог с великими «любителями апельсин», основанный на их высказываниях.

Карло Гоцци: «Следует помнить, что если пародия не ударится в преувеличение, она никогда не достигнет положительной цели!»

Эх, Карло, у нас тут такая пародия с преувеличениями, что о положительных целях думать не приходится.

Сергей Прокофьев: «...не спалось, мне стало казаться, что после смерти все же крайне неприятно быть заколоченным в гроб и отправленным под землю. Но быть сожжённым тоже досадно, и крайне глупо стоять в баночке в виде пепла. Я решил, что завещаю мой скелет в музей, дабы меня там поставили под стекло. У ног будет надпись: «Друзья, мне приятно, что вы здесь»(1917 г.)». Думаю, Сталину эта идея понравилась, и он построил мавзолей.

С чувством юмора у композитора было все в порядке…

…Леонид Филатов родился не на Донетчине, а жаль. А что, заходишь в аэропорт или присядешь на «музыкальную» лавочку, а она тебе говорит:

«Чтоб худого про царя

Не болтал народ зазря,

Действуй строго по закону,

То бишь действуй… втихаря.»

Или

«Вот министр - мне не враг,

Всё как есть сказал без врак,

А ведь он мужик неглупый,

Не гляди, что он дурак.»

Тэги: искусство, Донецк, аэропорты
Печать
Выбор читателей
В.о. директора департаменту з питань люстрації Міністерства юстиції призначено 23-річну Анну Калинчук. Ваша реакція з цього приводу?