Приоритет машин на улицах – признак бедной и коррумпированной страны

Печать

Наши города возникали как пространства для людей. 5000 лет цивилизация прекрасно развивалась без машин и лишь последние 80 лет машины начали вторгаться в нашу жизнь. В Киеве, как когда-то в Боготе, они почти вытеснили людей с улиц. Машины на тротуарах – признак неуважения властей к горожанам.

Результат проекта Metrovivienda
Результат проекта Metrovivienda

Люди вынуждены уходить под землю, а это неправильно. Люди – не крысы!

Европа уже больше 30 лет проводит политику зачистки городов от личного транспорта. Многие европейские и американские города уже частично освободили для пешеходов свои улицы. Посмотрите на Бродвей: пол-улицы отданы пешеходам, а по выходным они владеют всей!

Поверьте, война с машинами на улицах и тротуарах - самая страшная и затяжная. Меня почти убрали с должности, когда я ее затеял. Но это единственно возможный путь, который сейчас проходит весь цивилизованный мир. Киев тоже пройдет этот путь – завтра, через три года или 25 лет – но пройдет его неизбежно, или коллапсирует.

Тротуар не просто транзитная площадь, а наиважнейший элемент инфраструктуры города и должен всецело принадлежать людям.

Metrovivienda. Как мы из трущоб делали город

• Прежде всего легализовали 400 кварталов самозастройки вокруг города. Провели все коммуникации, проложили дороги, организовали самоуправление, что позволило в конечном итоге включить их в городскую общину. В итоге вместо полукриминальных, нищенских и антисанитарных трущоб мы получили бедные, но полноценные жилые районы.

• Но позволить городу расползаться вширь подобным образом нельзя, поэтому следующим щагом был выкуп или конфискация земель вокруг столицы и создание на них зеленых зон и инфраструктуры. При этом пришлось ужимать интересы (точнее, территории) закрытых клубов с ВИП-членами, что было тоже нелегко и даже опасно. Это кольцо живой застройки назвали Metrovivienda.

• Для вовлечения людей в активное движение построили широкую и длинную – 24 км – променаду через все бедные районы Боготы, по которой десятки тысяч людей каждый едут на велосипедах и идут пешком. Никаких машин! И вскоре жизнь рядом с ней заиграла новыми красками.

Здания.

Не стоит бояться многоэтажных зданий. С тротуара не видно высоты здания, зато видно, каковы его три нижних этажа и пространство вокруг него. Будет ли людям приятно смотреться в витрины, сидеть за столиками кафе, просто идти по тротуару? Будут ли места, где люди смогут общаться, смеяться, целоваться?

Проблема Киева в том, что таких мест я не заметил. Пространство у людей украли машины.

Площади и парки.

Так выглядели улицы Боготы до начала проекта
Так выглядели улицы Боготы до начала проекта

Неотъемлемые и, возможно, важнейшие части городского пространства. В Боготе центральная площадь была захвачена торговцами, установившими свои палатки и грязные ларьки. Их пришлось сносить бульдозерами, при помощи полиции. Но теперь это одно из самых любимых и посещаемых горожанами мест. Еще тяжелее и даже опаснее было снести 23 Га трущоб в самом центре, ставших рассадником наркомании и гнездом преступности. (Прим.: даже пришлось вводить войска в город). Мы построили большой парк на этом месте. Считаем это серьезной победой: парки и площади самые демократичные пространства. Они создают те возможности и способствуют связи прежде несоединимых слоев общества. Здесь равны и доступны бедняк и богач, крестьянин из провинции и кинозвезда. Только таким образом можно отчасти снивелировать имущественное неравенство уменьшить социальное напряжение.

Набережные.

Не менее важные составляющие общественного пространства. Их ни в коем случае нельзя делать частными, преграждать доступ горожанам к берегу или пускать транспорт на набережные. Это уникальные пространства для общения и рекреации, зачастую с прекрасными, живописными видами. И мы их отдаем машинам! Европа уже поняла ошибочность такого подхода. В Париже, Копенгагене и многих других городах набережные начали освобождать, где навсегда, где на время перекрывая движение. В Лондоне набережные полностью во власти пешеходов и сегодня это самые привлекательные места для горожан и туристов. Во многих городах идут еще дальше и радикальнее. В Бостоне, к примеру, разрушили эстакаду, чтобы открыть замурованную реку и сделать набережную, в Сеуле открыли коллектор и превратили его в русло реки, обсадили растениями, сделали мостики. Потрачены миллиарды, но затраты оправдали себя с точки зрения роста привлекательности города. Сегодня это любимые места встреч и прогулок.

В Киеве совершена та же ошибка. Называется она Набережное Шоссе. Если вы освободите его для пешеходов и велосипедистов, сделаете это излюбленным местом для сотен тысяч горожан.

Тэги: Киев, авто, парковка, улицы, градостроительство
Печать
Читайте в разделе
Выбор читателей
В.о. директора департаменту з питань люстрації Міністерства юстиції призначено 23-річну Анну Калинчук. Ваша реакція з цього приводу?