«Матч». Что общего у актера Безрукова с князем Долгоруким?

Печать

Вчера смотрели фильм «Матч»… И честно, не покидало ощущение, что мы, и вправду, на трибуне. Внизу две команды: «прошлое» и «будущее». Одни за «завтра и любовь», а другие - не могут повернуть свою искалеченную шею, повернуть голову, отвести взгляд, тупо устремленный в прошлое: копаются в поисках виноватых, предателей, переиначивая героев.

Кадр из фильма Матч
Фото: kinopoisk.ru
Кадр из фильма Матч

Думаю, время подводить итоги уже своего, при памяти прожитого столетия, разбирать своих героев и антигероев. Я считаю трусостью замирать над неоднозначными страницами истории, не переворачивая их. Все это политики и политика, они жонглируют легендами как гранатами, часто при помощи кинематографа. Откровенно, мне не по себе от соседства прекрасной истории любви (по фильму Боярской и Безрукова) с местами неоднозначной исторической сюжетной линией.

Но фильмы нужно смотреть самые разные. Глупо отворачивать голову или закрывать глаза, опасаясь, что тебя накроет пропагандисткой пеленой. Нужно смотреть и банально наслаждаться хорошим кино и актерами. Мне, например, нравится Лиза Боярская, даже в сценическом коктейле с «универсальным lego-актером» Сергеем Безруковым. Я с удовольствием смотрю любой фильм с ее участием. Конце-концов, я жду, когда же актер Безруков сыграет суздальского князя Долгорукого, сына Владимира Мономаха, который стремясь к киевскому княжению, вел активную политику на юге, за что и был прозван летописцами "долгоруким". Российские продюсеры, сценаристы и актеры бросились бороться за сердце украинского зрителя так же, как Долгорукий, в свое время, за престижный киевский престол? Разумеется, как и каждый «киношный продукт», «Матч» написан и снят о политике и для политики. Политики украли все деньги мира, так что снимать теперь можно только за их счет. Это справедливо, как боролись за свободу - такое кино и смотрите, дорогие зрители. За фильмом торчат уши Евро-2012, осеннего избирательного марафона, дискуссии о украинском выборе: Европа или Восток.

Фильм чересчур политтехнологичен. Авторы так и не смогли провести аккуратной черты между легендой и «политическим заказом». В этом кино чересчур много политтехнологического брака - грубых и режущими слух акцентов: специфика оккупированного Киева, Бабий Яр, украинский коллаборационизм. Это, наверное, издержки профессий авторов фильма, - они политтехнологи. В отдельных местах, у фильма дух и риторика предвыборной листовки, которую ежедневно суют тебе под нос агитаторы с голодными, но горящими глазами. Например, информация в титрах о том, что «гамбургская прокуратура, рассматривая дело с 1973 года и в 2005-м, истинную причину ареста футболистов не установила, а расстрел в Сырецком концлагере посчитала организованным неизвестными полицаями», по-моему, была лишней. Авторы недвузначно показали пальцем на, виновную в несправедливости, Европу в лице Германии. Лишнее.

Вот говорим о соборности. Ежегодно защищаем ее от кого-то, собираемся на митинги. Мне стыдно за этим наблюдать: 8 марта – международный женский день, 23 февраля или 6 декабря – мужской праздник, а День соборности – политики переиначивают в профессиональный праздник оппозиции; у власти, разумеется, каждый день - праздник. Такие фильмы нужны для «закалки нашей соборности», нерушимости единства востока и запада, непоколебимости других осей дружбы – украинско-российской, украинско-европейской, и тд. Народы - всегда союзники, лишь политики «переодевают» их в форму солдат разных армий. И тогда оборачивается так, что война неизбежна, - потому что проиграна другая война – между безумием и гражданским сознанием. Да, это наша победа общая победа над фашизмом, победа украинского и русского народа, а не генсеков и политбюро. Да, мы помним об украинских 2026 Героях советского союза. Да, мы любим и чтим ветеранов.

Те, кто говорят о гражданском обществе и его врагах, должны помнить эти тысячи легенд; на примере этой победы показывать, что нужно для победы врага – системы, диктатуру и диктаторов. Одного у фильма не отнять: он учит непривычному моральному порядку – сначала Родина и любовь, потом я. Героизм динамовцев – пример для моих детей, для меня, один из главных уроков гражданской миссии для каждого человека.

Уже завтра, сборной Украины придется сдавать этот экзамен, а их победа должна стать отправной точкой на пути Украины к другим, уже не футбольным успешным финалам. И, конечно же, я хочу футбольный финал «Украина – Германия». Хочу такой «финал» не только на стадионе, - в экономике, политике, культуре, науке, промышленности и сельском хозяйстве. Хочу, что бы мы победили в этой борьбе, победили, теперь, уже не врага, а конкурента.

Еще советую идти в кино с теми, кого вы по-настоящему любите, ведь «Матч» прежде всего о любви, а потом обо всем остальном, впрочем, как и каждое хорошее кино.

Тэги: Германия, Евро-2012, фильмы
Печать
Читайте в разделе
Выбор читателей
В.о. директора департаменту з питань люстрації Міністерства юстиції призначено 23-річну Анну Калинчук. Ваша реакція з цього приводу?