Метро, которого нет: "Политехнический институт"

Печать

Продолжая тематику прошлого и настоящего Киевского метро, мы добрались до "Политехнического института" и "Шулявской". Обе станции были открыты 5 ноября 1963 г. в составе второго пускового участка. Изначально эти станции должны были быть неглубокого заложения и войти в первый пусковой комплекс, однако в силу геологии их пришлось строить на большой глубине, сроки строительства растянулись, и в первый пусковой участок они так и не попали.

Фото: tov-tob.livejournal.com

Этот и следующий пусковой участок более всего ощутили на себе "борьбу с архитектурными излишествами": на станциях реализован минимум архитектурных деталей, а остатки сталинской архитектуры, которую еще можно было наблюдать на первом пусковом участке метро, здесь уже полностью исчезли.

Политехнический институт

Cвое название станция получила благодаря расположенному рядом одноименному ВУЗу. Конструкция станции трехсводчатая пилонная глубокого заложения. При этом «Политехнический институт» – первая станция глубокого заложения в Киевском метро, полностью собранная из железобетонной обделки вместо традиционной чугунной. Кроме удешевления стоимости строительства, такой тип конструкции показал и ряд других преимуществ; в дальнейшем многие пилонные станции глубокого заложения в Киеве строились из железобетона.

Архитекторы: Г. Головко, Е. Иванов, М. Сыркин, Б. Дзбановский.

Скульптор: В. Бородай.

Пассажиропоток на сегодня составляет 32,2 тыс. пассажиров в сутки.

Некоторое время в поездах при объявлении станции звучала фраза «Станция Политехнический институт, выход к Киевскому зоопарку». В 2003 г. по просьбе руководства института радиоинформатор перезаписали, убрав забавную концовку :)

1. Один из эскизов "Политехнического института" конкурса 1952 г.. На своде станции расположены майоликовые медальоны с изображением работников различных сфер народного хозяйства, олицетворяющих специалистов, которых готовит институт.

Фото: tov-tob.livejournal.com

2. Более поздний эскиз, по которому выполнено современное оформление станции. Обратите внимание: кроме вентиляционных решеток на пилонах станции предполагалось разместить еще и какие-то фигуры.

Фото: tov-tob.livejournal.com

3. Эскиз эскалаторного зала:

Фото: tov-tob.livejournal.com

4. Эскиз здания управления метрополитена (архитекторы И. Масленков и Ю. Тягно) со встроенным в него вестибюлем станции:

Фото: tov-tob.livejournal.com

5. Один из боковых залов станции в период строительства. На фото: идет сборка платформы.

Фото: tov-tob.livejournal.com

6. Левый станционный зал (Вокзальная >> Политехнический институт), вид в сторону вокзала. Справа виден еще не раскрытый проход в центральный станционный зал.

Фото: tov-tob.livejournal.com

7. Раскрытые проходы между пилонами станции:

Фото: tov-tob.livejournal.com

8. Торжественное открытие 5 ноября 1963 г.:

Фото: tov-tob.livejournal.com

9. Первый секретарь ЦК КПУ П.Е. Шелест перерезает ленточку:

Фото: tov-tob.livejournal.com

10. Станция в первые годы работы:

Фото: tov-tob.livejournal.com

11. В торце центрального зала находится рельефное панно, посвященное освоению космоса: девушка на фоне серпа и молота. Лезвие серпа переходит в трассу движения Спутника-1, летящего к Солнцу.

Фото: tov-tob.livejournal.com

12. Эскалаторный зал станции в старом оформлении:

Фото: tov-tob.livejournal.com

13. Кассовый зал:

Фото: tov-tob.livejournal.com

14. Вход на станцию подчеркнут большим выносным железобетонным козырьком:

Фото: tov-tob.livejournal.com

15. Здание управления метрополитена, в котором располагается вестибюль:

Фото: tov-tob.livejournal.com

16. 90-е годы. Над входом в вестибюль станции еще в 60-х годах была смонтирована эмблема администрации метрополитена.

Фото: tov-tob.livejournal.com

17. Традиционные современные фото станции. Центральный зал:

Фото: tov-tob.livejournal.com

18. Несмотря на простое архитектурное оформление станции, авторы проекта все-таки смогли сделать ряд выгодных ходов. Например, пилоны на станции не прямые, а сужающиеся к низу; на пилонах расположены вертикальные вентиляционные решетки, расходящиеся вверх в виде лучей.

Фото: tov-tob.livejournal.com

19. Фрагмент панно:

Фото: tov-tob.livejournal.com

20. Карниз над пилонами выполнен в виде поставленных на ребро пластинок, которые создают ощущение сплошного карниза.

Фото: tov-tob.livejournal.com

21. Боковой зал:

Фото: tov-tob.livejournal.com

О станции "Шулявская" – в следующем Фотоблоге, который выйдет через неделю.

Автор: tov_tob. Источник: Метро, которого нет: "Политехнический институт" и "Шулявская".

Тэги: фото, метрополитен
Печать
Читайте в разделе
Выбор читателей
В.о. директора департаменту з питань люстрації Міністерства юстиції призначено 23-річну Анну Калинчук. Ваша реакція з цього приводу?