Индришка Блахова: «Как стать авторитетным кинокритиком»

Печать

Индришка Блахова, чешский кинокритик и историк кино, во время лекции на тему «Блогеры vs киножурналисты» в рамках ОМКФ на правах редактора журнала Cinepur рассказала о его принципах функционирования, и таким образом очертила тенденции в современных медиа о кино на примере журнала Cinepur, составила портрет независимого кинокритика, описала «специалиста» по мейнстриму и дала несколько советов молодым украинским авторам.

Кинокритик из Чехии Индришка Блахова
Фото: ОМКФ
Кинокритик из Чехии Индришка Блахова

Определиться с типом подхода к кинокритике

Существует два подхода к кинокритике. Первый – старая школа: наследование традиций французской кинокритики и лирический тип письма. Второй – импрессионистический тип письма, когда в тексте аргументов не совсем достаточно, но есть текстуальный анализ. Но, по-моему, сейчас появился еще и третий вид критики – критика, основанная на аргументах. Нужно оценивать кино, структурировать, чем-то цеплять зрителя. Рассматривать все стороны – и хорошие, и плохие.

Писать интересные читателю тексты

Мы наблюдаем переход от литературного критицизма к новой современной методике кинокритики. Кинорынки Чехии и Украины, конечно, отличаются. Чешская кинокритика начиналась с текстового анализа. В 60-70-х годах в Чехии издавался журнал «Кино и время», его тираж достигал 20 000 копий. Это говорит о том, что люди интересовались кино и кинокритикой.

Традиции именно этого журнала продолжает современный Cinepur. Тогда журнал «Кино и время» предлагал читателю глубокий текстовой анализ, очень подробно рассказывал об авторах фильма и о контексте. Но на каком-то этапе мы почувствовали, что журнал просто устарел. И вот теперь журнал Cinepur начинает формировать новые традиции, мы немного отходим от литературного критицизма и начинаем новую современную методику кинокритики.

Меняться в контексте современного медиа-пространства

Сейчас мы сталкиваемся с проблемой растущего онлайн-контента и развивающейся интернет-культурой. Состоялся тотальный переход к онлайн-журналистике и мы начинаем говорить об открытой конкуренции в этом поле.

Количество онлайн-контента возрастает. Кинокритики, которые работают с печатными и онлайн-медиа должны стараться писать больше. При этом у них на это остается все меньше и меньше времени.

Журнал Cinepur - это очень серьезное издание, в котором мы пытаемся вернуться к автуре. Стараемся соединить и развлекательные аспекты и авторитетную точку зрения. Для этого мы работаем с компетентными людьми, которые разбираются в кино и давно известны в кинокругах. Это, конечно же, противоречивые сочетания в одном журнале, но это способствует формированию объективного мнения.

Блогерство - тоже кинокритика

Сегодня мы видим такую ситуацию: американские зрители больше доверяют блогерам, а не профессиональным критикам.

Cinepur - это открытое пространство. Сегодня каждый может писать о кино, в том числе и в наш журнал - мы ценим любую точку зрения. Автор постепенно зарабатывает репутацию.

Люди свободно умеют пользоваться интернетом и умеют искать информацию. Проблема в том, что блогеры часто собирают сплетни и только частичную информацию о чем-либо, поэтому в результате иногда выносят безосновательный вердикт, «нравится - не нравится». Авторы Cinepur кроме всего высказывают собственную точку зрения о фильмах, учитывая все аспекты.

Различать аудиторию читателей печатного и онлайн-издания

Существует разница между профессиональной кинокритикой в специализированных изданиях и меинстримовыми газетами и журналами. Журнал Cinepur в  Чехии выходить шесть раз в год и финансируется государством, хотя конечно же, этого финансирования недостаточно, как и финансирования чешской киноиндустрии в целомо.

Отличие Cinepur от разнообразных меинстрим и поп-журналов в том, что мы копаем глубже: даем возможноть читателю познакомиться и с зарубежными и с чешскими деятелями кино, публикуем аналитические материалы о кинопроцессах. В каждом номере мы рассказываем о проблемах, с которыми сталкиваются как читатели, так и кинематографисты и кинематограф в целом.

На сайте Cinepur мы развиваем также и аудиовизуальную культуру. Там представлены не только фильмы: мы стараемся охватить телевидение, компьютерные игры и онлайн-контент.

Спецтема для каждого номера

В каждом номере Cinepur мы стараемся описать какую-то одну специальную тему, например, фильмы в истории или фильмы на кинофестивалях. Для того, чтобы осветить проблемы, касающиеся кинофильмов, и темы, которые нуждаются в длительном и тщательном анализе, мы пишем длинные основательные материалы. И стараемся найти «правильный голос». Никто не хочет читать академические сложные тексты, поэтому нужно найти подходящий способ написать материал так, чтобы он стал интересным. Часто мы используем кинокомментарий. Также мы стали писать о проблемах, которые в некоторой мере связаны с кино: законы, которые регулируют киноиндустрию, финансирование фильмов, прочее.

Поиск авторитетного автора

Сфера кинокритики становиться все более сложной, обширной и детализированной. Поэтому все наши редакторы имеют научную степень либо в сфере кино, либо в журналистике. Но, как вы сами понимаете, в этом интернет-сумасшествии очень сложно выделить отдельный, как я говорила, «правильный голос». Нужно искать и вправду авторитетного автора, к словам которого прислушиваются. Ну, и хочу заметить, что кинокритика - это одна из самых читаемых секций на нашем сайте, ведь мы предлагаем мнение в контексте.

Сейчас я вам попробую, объяснить, как у нас все происходит. Четыре редактора тщательно фильтруют то, что пишут в журнал авторы. И, честно говоря, так мало людей, которые могут качественно писать о кино. Скажем, среди многочисленных студентов очень тяжело отобрать лучших. В этом состоит весь парадокс - существует много людей нужной профессии, но когда доходит дело до написания материала, они не могут сформулировать свои мысли. Не могут выйти за рамки «нравиться - не нравиться». Существует нехватка аргументации, а одного текстуального анализа, конечно же, не достаточно.

Много работать и постоянно учиться новому

Для того, что бы стать хорошим критиком, нужно очень много работать. Нельзя научить правильно писать - можно только подсказать в каком направлении двигаться. Даже очень талантливые люди могут быть плохими журналистами и плохими критиками. Автор должен научиться справляться с большим давлением, которое на него оказывается каждый день: окружающие, обстоятельства.

Наряду с этим существует нехватка независимых мнений. Современные студенты не задают вопросы, они не сомневаются в том материале, который им дают. Они не сомневаются в теориях, а просто принимают все на веру.

И даже если у вас есть научная степень - это не значит, что ваше образование закончилось. Всегда надо быть в курсе событий и знать, что твориться в мире. Это, конечно, звучит тривиально, но чем больше вы читаете, тем лучше вы будете писать. Конечно, нужно еще и общаться с людьми, которые уже достаточно долго в индустрии, и слушать разные мнения для того, чтобы потом формировать собственное.

Отстаивать собственное мнение

Сейчас о кино пишут многие, но это еще не значит, что пишут что-то качественное. Нужно обладать определенной кинокультурой и знать многое о фильмах. Сейчас писать о фильмах легко и каждый старается самопродвигаться. Существует давление и со стороны PR, и нужно, конечно же, отстаивать свое мнение.

Юля Пугач

Тэги: кино, медиа, лекции, Одесский кинофестиваль, блогеры
Печать
Читайте в разделе
Выбор читателей
В.о. директора департаменту з питань люстрації Міністерства юстиції призначено 23-річну Анну Калинчук. Ваша реакція з цього приводу?