Спецтема
Фестивальные дневники

Итоги "Послания к человеку" (+список призеров)

Печать

Разные полюсы одного мира

Большим разочарованием стал показ новой картины Сергея Лозницы – «Чудо святого Антония». После двух игровых фильмов режиссёр вернулся к документалистике и отснял фестиваль в честь главного покровителя деревушки Санто Антонио де Мизоеш да Сера в регионе Валдреу на севере Португалии. Съёмки были профинансированы фестивалем короткометражных фильмов Curtas Vila do Conde.

Сергей Лозница на пресс-конференции, посвященной его новому фильму
Фото: message2man.com
Сергей Лозница на пресс-конференции, посвященной его новому фильму

- Для меня работа над этой картиной была вызовом, - рассказал Сергей Лозница. – Дело в том, что фестиваль пригласил четырёх режиссёров, каждому из которых выделил 10 тысяч евро, на которые необходимо было снять фильм. Я взял с собой звукооператора и помощника и отправился в Португалию.

Увы, картина стала первым серьёзным провалом в карьере выдающегося кинорежиссёра. «Телевизионная картинка», отсутствие внятного нарратива, пустота кадров общей продолжительностью 40 минут стала непростым испытанием. Думается, никого бы не удивило, если бы на экране пошла вдруг бегущая строка с прогнозом погоды, краткой сводкой новостей и перерывами на рекламу.

К счастью, в рамках фестиваля состоялась питерская премьера второго игрового фильма Лозницы «В тумане». Сам режиссёр охотно общался с публикой, был открыт с журналистами и дал, возможно, свою лучшую пресс-конференцию за последние годы. Правда, в отличие от предыдущей нашумевшей картины («Счастье моё») «В тумане» особых споров не вызвала. Бурные дебаты и обвинения в «искажении действительности» достались третьей картине Алексея Мизгирёва «Конвой». В ней режиссёр исследует тему унижения: в каких пределах измученное и сломленное тело способно вообще подавать признаки жизни.

«Как можно показывать всё так? В ваших фильмах совсем нет надежды!» - возмущённо роптала одна из зрительниц. «Ничего, кроме негатива ваше творчество не несёт!» - вторила ей интеллигентного вида старушка. «Но человек показал вам всю правду! Вы как советский обыватель: «Пастернака не читала, но я против!» - отвечал им с противоположного конца кинозала мужчина средних лет.

- Я тоже за хэппи энды, но мне кажется, что было бы глубочайшей ложью на такой светлой ноте заканчивать эту историю, - ответил Алексей Мизгирёв. - Проще всего сказать, что «всего этого нет», не заметить, пройти мимо. Что нужно для того, чтобы ситуация изменилась? Поскольку уровень ненависти людей друг к другу сейчас невероятно высок, думаю, необходимо какое-то сильное потрясение, чтобы сделать какой-то шаг к этому.

Одной из наиболее исследуемых в программе фестиваля стала тема проституции. Но если история о жителях острова-борделя в Бенгальском заливе южного Бангладеша «Дурная погода» Джованни Джиомми (ФРГ — Великобритания), благодаря тонкому взгляду и таланту режиссёра достигает прямо таки масштабов настоящей шекспировской трагедии, то известнейший австрийский режиссёр, председатель международного жюри нынешнего «Послания к человеку» Михаэль Главоггер «Славу блудницы», завершающую трилогию, начатую документальными блокбастерами «Трущобные прогулки» (1998) и «Смерть рабочего» (2004), снял как настоящий фестивальный хит, целиком отвечающий запросам публики.

Кстати, как рассказал Михаэль Главоггер, следующий его фильм будет снят в Санкт-Петербурге:

- Вим Вендерс пригласил меня и ряд других режиссёров для участия в проекте, посвящённом зданиям в разных городах мира. Мой выбор пал на здание Российской национальной библиотеки Санкт-Петербурга. Прежде всего потому, что оно не такое известное как здание библиотеки в Оксфорде, но от этого не менее уникальное.

Выворачивавшую наизнанку индустриальную кинопоэму, эпохальную фреску без слов под музыку исландского композитора Йохана Йоханнсона «Гимны шахтёров» в конкурсе фестиваля представил выдающийся британский авангардист, работавший монтажёром у Годфри Реджио, Билл Моррисон. К сожалению, этот монтажный фильм о жизни общины шахтёров на северо-востоке Великобритании прошёл в Питере практически незамеченным.

На пороге новых «Посланий»

Спецпоказ фильма Сергея Мирошниченко "Рожденные в СССР: 28 лет" прошел в "Крестах"
Фото: message2man.com
Спецпоказ фильма Сергея Мирошниченко "Рожденные в СССР: 28 лет" прошел в "Крестах"

Одним из самых ярких событий «Послания к Человеку» стал показ документального фильма Сергея Мирошниченко «Рожденные в СССР: 28 лет» в печально известном питерском следственном изоляторе №1 «Кресты». Однако бурного обсуждения, на которое так рассчитывал режиссер после киносеанса, не получилось: лишь двое из присутствовавших осмелились задать вопросы съёмочной группе.

- Я взялся за этот проект, чтобы доказать себе и западным коллегам, которые уже осуществляли нечто подобное: в России тоже могут делать качественную документалистику, - говорит Сергей Мирошниченко. - Вся съёмочная группа тогда была на подъеме. А потом этот фильм стал частью меня. Мы хотим снимать наших «детей» до 70 лет. Я понимаю, что режиссеры так долго не живут, поэтому передаю это дело своим ученикам. Среди них - девушки и юноши от 18 до 22, и все они воспринимают фильм о своих старших соотечественниках как охранную книгу. Они смотрят фильм и понимают, как ценна жизнь.

По словам режиссёра, нынешняя, четвёртая серия «Рожденных в СССР» - не последняя. Он планирует продолжать работу со своими подопечными, начатую в далёком 1990-м году.

Самой шокирующим для присутствовавших на данном показе стала новость о том, что «Кресты» в ближайшие годы планируют превратить в гостинично-развлекательный комплекс. Как оказалось, это далеко не секрет для тех, кто недавно отсидел свой срок в знаменитом изоляторе. «Когда я находился там несколько лет тому назад, в «Крестах» еженедельно убивали несколько человек. Просто так. Кого-то забивали до смерти, требуя нужных показаний. Кому-то перерезали горло и жестоко пытали просто от скуки. Думаю, сейчас там происходит всё то же самое, и об этом знают практически все питерцы. Не понимаю, на кого будет рассчитан будущий развлекательный комплекс. Неужели найдётся достаточно обеспеченных извращенцев, чтобы оплатить «элитный отдых» в бывших камерах, в которых ежесекундно кто-то страдал и умирал?» - задаёт вопросы без ответа таксист, подвозивший меня в Питере.

То, что не всё так прекрасно даже в странах развивающейся демократии, продемонстрировал разрывающий на куски фильм «Крулик — тень прошлого» Анки Дамиан (Румыния — Польша). Реальная история 33-летнего румына, скончавшегося от голодовки в знак протеста против несправедливого задержания в польской тюрьме снята в редком жанре документальной анимации. Фильм завоевал гран-при самого престижного фестиваля анимационных фильмов в Аннеси, однако прошёл совершенно незамеченным на постсоветском пространстве.

Неожиданные смешения жанров на «Послании к Человеку» были представлены достаточно широко. Это и ещё одна полнометражная документальная анимация - «Детские голоса» Хайро Эдуардо Карильо и Оскара Андрада (Колумбия), основанная на рисунках детей, выросших в атмосфере дикого хаоса и насилия в родной стране. И авангардистко-игровая документальная лента «Франкофрения, Или не убивай меня, я знаю, где ребёнок» Джеймса Франко и Йена Олдса (США) — мощный психологический триллер, сконцентрированный на растущей паранойе популярного актёра. Это и уморительная документальная комедия «Гнарр» Гаукура Улфарссона (Исландия) о предвыборной кампании популярного исландского комика Джона Гнарра на должность мэра Рейкьявика. И бесконечно тёплая и человечная история о группе трогательных, но от этого не менее радикальных эстонских анархистов из общества «Новый мир», героях одноимённого фильма Яана Тоотсена (кто сказал, что современные анархисты обязательно должны быть воинствующими людьми, во что бы то ни стало желающими исключительно изменить существующий политический строй?).

Ещё два неординарных эксперимента, которые могут оценить как истинные синефилы, так и простые любители кино были показаны в рамках «Послания к Человеку». Первый из них — «Окончательный монтаж — Дамы и господа» знаменитого венгерского режиссёра Дьёрдя Палфи («Икота», «Таксидермия», «Я тебе не друг») был смонтирован из более чем 500 любовных сцен культовых кинофильмов «всех времён и народов». Но он стал не просто признанием автора в любви к искусству кино, а и своеобразным исследованием природы магии кино, рождающейся из общепринятых клише.

Другой — любопытный проект «Чёрно-белый секс» Джона Уинтера (Австралия): игровая картина, выдающая себя за документальную. В её центре — монологи «проституток», откровенных и соблазнительных шлюх, пришедших на кинопробы для участия в съёмках в золотую эпоху Голливуда.

Церемония закрытия "Послания к человеку"
Фото: message2man.com
Церемония закрытия "Послания к человеку"

Закрытие «Послания к Человеку» было обставлено с помпой. Для участия в торжественной церемонии и провозглашения своего «послания человечеству» был приглашён известный писатель и начинающий актёр (на главную роль в своём новом фильме его пригласил сам Алексей Учитель) Захар Прилепин. Непростительно длинный монолог последнего утомил многих, иностранцы (составлявшие немалую часть из присутствовавших на церемонии) ничего в его тираде не поняли, да и само закрытие было изрядно затянуто. Президент фестиваля итогами «Послания...» был явно доволен, отметил возвращение интереса зрителей к его программе, и поблагодарил команду и отборщиков за проведённую работу.

Одним из главных недостатков прошедшего киносмотра он назвал отсутствие в Санкт-Петербурге современной фестивальной киноплощадки. С этим согласился и вице-губернатор Петербурга Василий Кичеджи. «Настало время создать в городе современный кинокомплекс, - признал он. - Подходящие для этого кинотеатры у нас есть, но из-за гримас прошедшей приватизации некоторые из них давно выкуплены и с тех пор пустуют».

Хорошую оценку конкурсной программе фестиваля дали члены жюри. «Отлично то, что были очень разнообразные фильмы, вызывающие интересные и конструктивные дискуссии, - отметил председатель жюри конкурса In Silico, британский киноавангардист Джон Смит. - Понравилась представленная здесь смесь различных жанров и наличие интересных идей». «У нас не было простых решений. Мы обсуждали фильмы долго. Порой приходилось делать серьёзный выбор между формой той или иной картины и её содержанием», - добавил член жюри международного конкурса, известный американский сценарист, режиссёр, продюсер Ричард Клеттер. «Меня расстроило лишь то, что совсем не было фильмов, снятых режиссёрами из Якутии, Бурятии, Ямало-Ненецкого округа и других отдалённых уголков России. Все работы были сделаны либо в Москве, либо в Санкт-Петербурге местными авторами», - добавила член жюри национального конкурса, режиссёр-документалист Анастасия Лапсуй.

По окончании фестиваля остаётся открытым главный вопрос — как сложится его судьба в дальнейшем? Очевидно, если дирекция «Послания к Человеку» не учтёт непростительные проколы этого года, связанные с неудовлетворительной работой пиар-службы и координаторов фестиваля, проваливших несколько ключевых сеансов, а также не будет более требовательной (и последовательной) к отбору конкурсных фильмов, то сложившийся в 22-й год проведения киносмотра успех рискует остаться достоянием прошлого.

Лауреаты XXII МКФ «Послания к Человеку»:

Решение жюри международного конкурса:

Гран-при «Золотой Кентавр» и 5000 USD за лучший фильм – «Последний автобус» (Мартин Снопек и Ивана Лаучикова, Словакия).

Приз «Кентавр» и 2000 USD за лучший полнометражный документальный фильм - «Лето Джакомо» (Алессандро Комодан, Италия / Франция / Бельгия).

Приз «Кентавр» и 2000 USD за лучший короткометражный документальный фильм - «Ещё одна ночь на земле» (Давид Муньос, Испания).

Приз «Кентавр» и 2000 USD за лучший короткометражный игровой фильм - «Видели пуму» (Эдуардо Уильямс, Аргентина).

Приз «Кентавр» и 2000 USD за лучший дебют - «Хроники Ольдриха С.» (Рудольф Шмид, Чехия).

Диплом «За смелое визуальное и режиссерское решение, переосмысливающее границы между художественным и документальным кинематографом» - фильм «Транслитки» (Эстер Мартин Бергсмарк, Швеция / Дания).

Решение жюри Национального конкурса документальных фильмов «Окно в Россию» (председатель жюри – Марина Разбежкина):

Приз «Золотой Кентавр» и 2000 USD за лучший фильм - НЕ ПРИСУЖДАЛСЯ

Приз «Кентавр» и 1000 USD за лучший полнометражный документальный фильм - «Рожденные в СССР: 28 лет» (1-я часть) (Сергей Мирошниченко).

Приз «Кентавр» и 1000 USD за лучший короткометражный документальный фильм - «Внутри квадратного круга» (Валерий Шевченко).

Решение жюри Международного конкурса экспериментальных фильмов In Silico (председатель жюри - Джон Смит):

Приз «Кентавр» и 2000 USD за лучший экспериментальный фильм - «Начальник» (Юри Анкарани, Италия).

Дипломы:

«40», режиссер Маша Годованная, Россия

«Проект «Мозговая Центрифуга», режиссер Тилл Новак, Германия

Решение студенческого жюри

Диплом и памятная медаль за лучший фильм - «Чай или электричество», режиссер Джером Лемер, Бельгия / Франция

Специальные дипломы студенческого жюри:

«Три дня свободы», режиссер Лукаш Боровский, Польша

«Транслитки». Режиссер Эстер Мартин Бергсмарк, Швеция / Дания

Внерегламентные призы фестиваля

Приз «Слон» Гильдии киноведов и кинокритиков России «Плэйбэк», режиссеры Антуан Каттин, Павел Костомаров, Россия / Швейцария.

Диплом Гильдии киноведов и кинокритиков России «Конец», режиссер Дидьё Барсело, Франция.

Приз имени Павла Когана за лучшую российскую неигровую картину – «Плэйбэк», режиссеры Антуан Катин и Павел Костомаров, Россия / Швейцария.

Приз имени Виктора Астафьева – «Артель», режиссер Вера Данченко, Россия, Петербург. «За способность преобразовывать жизнь средствами кино». (Награда присуждается по выбору жюри национального конкурса.)

Приз имени Дани Гуревича за лучшую операторскую работу – режиссёру и оператору фильма «Завет» (Арина Охлопкова, Россия).

Приз имени Виктора Михальченко с вручением памятной медали российскому оператору за фильм, показанный на «Послании к Человеку», - «Дыхание тундры», режиссер и оператор Михаил Горобчук, Россия.

Приз партнера фестиваля – компании МТС: «За инновационный подход при создании фильма» - «Картонная коробка», режиссер Збигнев Чапла, Польша

Призы онлайн конкурса «Молчание - золото» партнера фестиваля «Интеллектуальные медиа системы»: Диплом за лучший фильм и 1000 USD - «Убеда», режиссер Ана Инесс Флорес, Аргентина

Специальный диплом от организаторов и iPad - «Лола», режиссер Франк Жанин, Франция

Тэги: Санкт-Петербург, фильмы, кинофестивали, фестивальный дневник
Печать
Читайте в разделе
Выбор читателей
В.о. директора департаменту з питань люстрації Міністерства юстиції призначено 23-річну Анну Калинчук. Ваша реакція з цього приводу?