Colliderland - Земля «после» коллайдера

Печать

Выставку в ЦСИ «Чайная фабрика» смело можно назвать проектом. Её автор, Виктор Нефёдов, в «Коллайдерлэнде» поднимает тему соотношения технического прогресса и экологического регресса, причём средствами современной графики и с высот космоса.

Фото: viknaodessa.od.ua

Хотя сам «агрегат» (Collider) создан для иных целей, не космических, но уж больно много надежд возлагается и него, и на НТП (кто забыл/не знал: Научно Технический Прогресс).  А главное, в экспозиции отсутствует ракурс «из космоса». Войдя же в пространство выставки, сразу становится очевидным, что это современное искусство и что сделаны работы грамотно. Грамотно, а потому впечатляюще. Хоть это и современное искусство, т.е. оно может «работать» без эпатажа.

Ну, а когда узнаёшь, что автор выученик легендарной Харьковской школы (Академии дизайна и искусств), то всё проясняется. Хотя сам Виктор Нефёдов симферополец и приехал в Одессу из Симферополя. А работы, впервые представленные в Украине, созданы в городе Вроцлав, где художник был стипендиатом Gaude Polonia2011-го года.

«Сам» (сам по себе, вне работ) Виктор Нефёдов, тоже приятно удивил: артикулированной речью, баритоном и даже редкой в среде (одесских и не только) авторов современного искусства интеллигентностью. К тому же пресс-релиз, написанный им, грамотен, читабелен и внятен (!). Его зазвала «наша харьковчанка» Альбина Ялоза, а он, как почитатель Ивана Семесюка и Андрея Ермоленко (движения «Жлоб арт», - или это не движение?), удостоверился, что ЦСИ «Чайная фабрика» серьёзно работает с серьёзными авторами.

Так вот, выставка эта настоящий ПРОЕКТ, т.е. не то, где берут высосанную из пальца тематику, а затем под неё подбираются работы и творения искусства. Тема, заданная «Коллайдерлэндом» - эдакий взгляд из космоса на Землю, как «объект», отстранённый. Ведь большинство людей воспринимают Землю как «объект», нечто постороннее, внешнее, (почти) вечное, как космическое тело. На деле, это некое исследование (нет, визуализация) темы соотношения экологии и технологии, когда в погоне за прогрессом забывают о человечности. А посему явление эдакого футуристического, идеализированного будущего выставкой может быть поучительно.

К тому же тут нет привычных «скручиваний дуль», сарказма, уже утвердившихся в современном украинском искусстве. Впечатляет в первую очередь то, что это графика-графика, - настоящая, подлежащая критериям жанра, но новейшего искусства.

Тонкость, точность и выразительность этих графических работ впечатляет. Ещё и потому что это ручная работа.

К тому же персонифицированная, в которой автор высказывает свои сомнения и предположения от СЕБЯ, ЛИЧНО об исключительной позитивности технократии; о том, что абстрагирование от общечеловеческих проблем (взгляд из космоса) вряд ли оправдан. Для чего в зале был расправлен ещё вроцлавский (с польскими текстами) эрзацколлайдер, такой себе круглый, летательный объект + видео, точно футуристическое, с неприятноватым рефреном.

Всё вместе (проект) способно убедить одесситов, что об истинно актуальном можно говорить и уже говорят языком новейшего искусства.

Тэги: Одесса, современное искусство
Печать
Читайте в разделе
Анонс
Выбор читателей