Спецтема
Фестивальные дневники

Что смотреть на “Молодости”-2012

Печать

Уже завтра, 20 октября, в Киеве начинается 42-й международный кинофестиваль “Молодость”. В этом году на киносмотре будет аж четыре конкурсные программы, много авторского и авангардного кино и Леос Каракс.

LB.ua представляет небольшой гид по самым интересным, на наш взгляд, событиям нынешней “Молодости”.

Украинский участник конкурса полнометражных фильмов

Фото: www.okino.ua

Полнометражный конкурс - это всегда основа “Молодости”. Но для обычного зрителя проблема выбора всегда заключается в том, что дебютные фильмы-конкурсанты - это коты в мешке. Кто-то из них уже прокатился по другим фестиваля, кто-то - только ступает на эту скользкую дорожку. Украинский фильм в основном конкурсе - “Истальгия” - пока что не был представлен ни на одном из фестивалей.

Режиссер фильма - молодая украинка Дарья Онищенко, собрала в своем дебюте как украинских, так и зарубежных актеров. Один из исполнителей главной роли - Карл Маркович - сам в прошлом году участвовал в конкурсе “Молодости” со своим режиссерским дебютом - картиной “Дыхание”. И довольно успешно - получил гран-при фестиваля и статуэтку “Скифского оленя”.

“Истальгия” же - фильм об эмигрантах, отправившихся искать лучшую жизнь в другие страны, но при этом продолжающие чувствовать ностальгию по своей родной стране. Вообще тема эмиграции - в том числе и внутренней - по всей видимости, будет одной из главных на этой “Молодости”. В рамках фестиваля будет представлен альманах короткометражек “Украина, гудбай!”, посвященных, среди прочих, и этой теме.

Показы "Истальгии": 25 октября (12:00 и 18:45, Синий зал кинотеатра "Киев"), 28 октября (11:15, Красный зал)

Национальный конкурс короткометражек

Фото: www.artleo.com

Проведение конкурсов на получение госфинансирования для молодых кинематографистов приносит свои плоды. В этом году на “Молодости” решили четко заявить: в Украине есть молодое кино и оно достойно того, чтобы проводить отдельный конкурс под гордым названием “Национальный”, а не “Украинская панорама”.

Итого, в конкурсе принимает участие 26 короткометражных фильмов, снятых в этом или прошлом году. Среди них - как работы молодых малоизвестных режиссеров, так и фильмы, уже отмеченные на других кинофестивалях - как, например, “Ядерные отходы” Мирослава Слабошпицкого.

Каннский десант: Охота, Каракс, Рейгадас, Лозница, Сан-Су

Привычной частью для отечественных киносмотров является внеконкурсная программа “Фестиваль фестивалей”, в которую пытаются собрать самые интересные фильмы зарубежных кинофестивалей класса А. Самая многообещающая в плане зрительского опыта - Каннская часть, конечно же.

В этом году на “Молодости” покажут пять фильмов из основного Каннского конкурса 2012 года: “Охоту” Томаса Винтерберга, “Священные моторы” Леоса Каракса, “Вкус денег” Им Сан-Су, “После мрака свет” Карлоса Рейгадаса и, конечно же, “В тумане” Сергея Лозницы.

“Охота” - это история о том, что не все является таким, как кажется. “Вкус денег” - о том, что деньги не заменят вам всего, и совести, в первую очередь, “После мрака свет” - о том, что мачизм - это провальная стратегия, “В тумане” - о том, как легко сделать из беззащитного человека предателя и как легко выкинуть его на обочину жизни, “Священные моторы” - о том, что мы никогда не узнаем, кто и что может быть причиной событий, происходящей в нашей жизни. И только об этом. Как видите, каждый из фильмов по-своему полезен в украинских реалиях, почему бы не поправить уставшую от предвыборных агитации и макабра психику и не сходить на на хорошее кино?

Неделя российского кино

Фото: www.kinopoisk.ru

Как и в прошлом году, кино из России составляет одну из самых интересных программ “Молодости”.

В рамках “Недели” - практически все важные новинки российского кино этого года, многие из которых показывали на июньском смотре молодого кино “Кинотавре”: “Кококо” Авдотьи Смирновой, “Конвой” Алексея Мизгирева, “Рассказы” Михаила Сегала, “Пока ночь не разлучит” Бориса Хлебникова (фильм, снятый на основе журнальной статьи, где описываются разговоры столичной “буржуазии” в кафе) и так далее.

Все эти фильмы - то российское кино, которое, в каком-то смысле, избавилось от натужности “новой волны” и представляет собой весьма оригинальный источник зрительского опыта.

Ретроспектива режиссера Артура Липсетта

Артур Липсетт
Фото: www.nr2.ru
Артур Липсетт

Липсетт - известный канадский режиссер-экспериментатор 60-х, работами которого восхищались Стэнли Кубрик и Джордж Лукас. К слову, у Липсетта - украинские корни, его мать эмигрировала из Киева в свое время.

Режиссер известен своими экспериментами с монтажом и звуком, что и заинтересовало кинематографическую общественность в его фильмах. Его дебютная короткометражка “Очень мило, очень мило” (1961) была номинирована на Оскар в категории “Лучший игровой короткометражный фильм”.

Кроме фильмов самого Липсетта, на “Молодости” покажут анимацию, снятую по мотивам его жизни. Автор фильма “Дневники Липсетта” Теодор Ушев - состоит в международном жюри кинофестиваля. Фильмы же самого Липсетта покажут на 16-мм кинопленке на двух сеансах.

Фильм "Бок о бок“ Кристофера Кеннелли (2012)

Фото: www.7psy-film.ru

Это документальный фильм, в котором Киану Ривз опрашивает чуть ли не всех важных голливудских режиссеров об их работе с пленкой и переходе на цифру. Не секрет, что многие уже переходят с пленочных на цифровые видеокамеры - даже ретроград Мартин Скорсезе снимает свой новый фильм, “Волк с Уолл-стрит” на цифру.

Один из самых важных моментов такого перехода - кинопроизводство становится более доступным. Фильм можно снять на айфон и получить за него “Золотого медведя” на Берлинском кинофестивале. С другой стороны, вал аматорского видео на Youtube тоже сказывается на кинопроцессе - многие жалуются на то, что отношение к художественным качествам фильма падает, что раньше создание фильма было чуть ли не религиозным ритуалом, а теперь... А что теперь, есть возможность узнать из фильма “Бок о бок”.

“Эротикон” Густава Махати (1929)

Фото: czecho.ru

“Молодость” продолжает держать курс на ознакомление зрителей с наследием мирового арт-кино. “Эротикон” - один из выдающихся образцов чешского немого кино - был в свое время очень шокирующем для зрителей, не привыкших к откровенным изложениям отношений между мужчиной и женщиной на экране.

Говорят, режиссер фильма, Густав Махати пересматривал его 500 раз, прежде чем принял решение о том, каким будет его окончательный монтаж.

Киноведы отмечают, что несмотря на влияние австрийского режиссера немого кино Георга Пабста, “Эротикон” уходит от традиции немецкого экспрессионизма и двигается в сторону французского поэтического кино.

Как бы то ни было, просмотр такого фильма - важный опыт не только в 1929-м, но и в 2012-м году.

Альтернативная конкурсная программа “Солнечный зайчик”

Кадр из фильма "За стеною сна"
Фото: www.molodist.com
Кадр из фильма "За стеною сна"

Фильмы на ЛГБТ-тематику - частые гости на “Молодости”, призы за победу в этом конкурсе присуждает отдельное жюри, и события, связанные с ним становятся одними из самых резонансных на фестивале.

В этом году у “Зайчика” особая миссия - в связи с принятием Верховной радой закона о запрете пропаганды гомосексуализма. Предваряя показы дискуссией под названием "Творчество. Пропаганда. Цензура" фестиваль берет на себя задачу предпринять некий ликбез в вопросе квир-сообществ и тому, как запреты, внедряемые Радой, напрямую связанные с внедрением цензуры в творчестве, СМИ и распространении информации в целом.

“This is the end. Смертельная секция”

В прошлом году на “Молодости” красной нитью проходила тема конца света и смертности всего существующего. В предвкушении апокалиптического 2012-го на “Молодости” показали и фильм “Туринская лошадь” Белы Тарра, и “Елену” Андрея Звягинцева. Даже обладатель гран-при - уже упомянутое “Дыхание” Карла Марковича - тоже в каком-то смысле о смерти.

В 2012-м организаторы решили сделать тему более очевидной и выделили под нее целую программу, в рамках которой покажут короткометражки того же Белы Тарра, Вернера Херцога и Пака Чак-Вука.

***

LB.ua будет вести дневник фестиваля, а также сообщать обо всех интересных новостях с "Молодости" в рамках спецтемы "Кинофестиваль Молодость-2012".

Тэги: фильмы, МКФ Молодость, кинофестивали, фестивальный дневник
Печать
Читайте в разделе
Выбор читателей
В.о. директора департаменту з питань люстрації Міністерства юстиції призначено 23-річну Анну Калинчук. Ваша реакція з цього приводу?