Цирк в музее

Печать

Развитие событий в Национальном художественном музее Украины напоминает своей комичностью фильм «Маски на выборах» из телесериала «Маски-шоу» Георгия Делиева. Конкурс на замещение должности директора НХМУ превращён в фарс.

Фото: 777-konstantin.blogspot.com

Финалистки музейного конкурса, Татьяна Миронова и Юлия Литвинец вместо открытого конструктивного диалога ведут медийную партизанскую войну в печатных и электронных СМИ. Любителям жанра «музейных комиксов» пока приходится довольствоваться чтением по-самурайски сухих сводок из интернета о перипетиях в музее.

Некоторые наблюдатели, услышав о том, что на кону право управления активами на многие сотни миллионов долларов США, просят конкурсную комиссию перевести диалог претенденток хотя бы в Нome video. Телевизионные продюсеры, прочувствовав тему, вообще предложили кардинально поменять формат конкурса и провести следующий его этап в прямом эфире на одном из центральных телеканалов. А что, чем наши претендентки хуже того же Яценюка и Тигипко, соревнующихся на ринге «Большой политики». Рабочее название телепроекта «Народный директор». Победителя планируют определить посредством проведения социологического опроса зрителей. Между украинскими социологическими центрами объявлен тендер. Победитель, помимо фиксированной суммы от телеканала, в качестве бонуса получает из рук всенародно выбранного директора музея, скульптуру «Модель» одного из основоположников кубизма, Александра Архипенко. Естественно, при условии правильного подсчёта голосов.

Читайте: Война в музее

Сами же дебаты телеканал решает провести в три тура:

1 – Словесная спарринг-разминка между оппонентами в режиме вопрос-ответ, о прошлом, настоящем и будущем украинской и мировой культуры. Три раунда по 10 минут.

2 – Ответы на вопросы журналистов: планы, истинные мотивы участия в конкурсе и т.д., с подключением участников к полиграфу. Пять раундов по 10 минут.

3 - Победительница второго тура, для окончательного утверждения на должность директора проводит спарринг - сессию с лидером партии прогрессивных социалистов Натальей Витренко. Формат: Классические грязевые бои, женщин-гладиаторов. Грязь - миргородская, лечебная. Победитель получает всё.

В качестве рефери традиционно выступает Евгений Киселёв. У рояля Эннио Морриконе. Приём ставок осуществляет Савик Шустер. Перед началом каждого тура он в спустившийся с потолка микрофон слегка уставшим тоном говорит: «Господа, делайте ваши ставки…, Ставок больше нет». Довольный делами боксёрский промоутер Дон Кинг с сигарой во рту улыбается на все 32 вставных зуба. . . Казино Flamingo, Palazzo и другие игорные заведения Лас-Вегаса в связи с банкротством объявляют о перепрофилировании деятельности.

Я не могу спокойно смотреть на то, что происходит с Главным музеем страны сегодня, как его потихоньку пытаются разворовать, разрушить и создать вокруг мутную водичку— Татьяна Миронова, и.о. директора Нацмузея

Абсурдность этого сценария и история с прошедшим конкурсом тождественны.

Проведя в начале года своеобразную чистку менеджмента в нескольких музеях национального значения, Министерство культуры Украины в НХМУ провело эксперимент в стиле перестроечных 80-х. Татьяну Миронову, принявшую в апреле 2012 руководство в музее, чиновники решили немного разыграть. Ей к должности добавили на первый взгляд безобидную приставку «и.о.». Однако, на этом креативные идеи в министерстве не исчерпались.

Дабы лишний раз доказать гражданам, что на госслужбе не даром едят хлеб с маслом, там было принято решение создать совещательный орган - Музейный совет. В компетенцию последнего, среди прочего, передали полномочия по избранию на конкурсной основе директора НХМУ. Размытые критерии отбора победителя на «конкурсе красоты» стали объектом жёсткой критики со стороны многих представителей арт-сообщества. Тем не менее в финал, как известно, вышли: исполняющая обязанности директора НХМУ Т.Миронова и главный хранитель фондов музея Ю. Литвинец.

Делегировав музейному совету полномочия определять победителя конкурса, чиновники самоустранились, так и не предложив чёткого алгоритма отбора победителя. Уверен, что большинству из членов Музейного совета задолго до окончательного этапа проведения конкурса были хорошо известны преимущества и недостатки каждой из основных претенденток. Возможно, поэтому некоторые из музейщиков не стали участвовать в последнем голосовании. Оставшиеся члены совета мудро распределили голоса между финалистками поровну, тем самым напомнив министру культуры о праве принимать в таких случаях решение самостоятельно. Надеюсь, музейщики также представили г-ну Кулиняку и согласованный список критериев, которым обязательно должен соответствовать директор музея такого уровня.

Помнится в далёком 1999, украинка американского происхождения Ирэна Стецюра впервые предложила мне и ещё нескольким далёких от музейного дела людям принять участие в сборе средств, для нужд НХМУ. В некоторых залах музея в те годы с потолка сыпалась штукатурка, не редкими были случаи травм на давно не ремонтируемых лестницах, существовали десятки других музейных проблем. Чиновников и политиков в то время такие мелочи не интересовали даже в предвыборный период. Нам с партнёром, далёким от сферы искусств было почётно внести свой маленький вклад в поддержку музея. Спустя время я был приятно удивлён письмом, полученным от пани Ирэны. В нём, помимо благодарности, был приложен подробный отчёт обо всех полученных и потраченных средствах. К этому прилагался перечень отремонтированных участков лестницы, стен, потолков и т.д, а также серия фотографий, где весь коллектив, начиная с директора, на оставшиеся средства приводил в порядок помещения и территорию музея.

Нужно понимать, что музей – очень важная для нормального функционирования культуры институция. Его должен возглавлять человек, который не будет профанировать его работу— Ольга Балашова, искусствовед

До сих пор преклоняюсь перед героизмом той команды музея, во главе с М.Н.Романишиным, сумевшим сохранить главное - бесценную коллекцию музея. И это при полном отсутствии поддержки государства. Пиариться тогда было не принято, музейщики старшего поколения любили искусство в себе, а не себя в искусстве.

В наши дни, даже плановому субботнику, обязательно предшествует рассылка пресс-релиза по основным СМИ.

Кроме тихого скандала, описанные выше внутренние противоречия в музее не дали возможности его сотрудникам подготовить конкурентоспособную программу на получение гранта в размере 10 млн. гривен на проект "Динамичный музей" фонда Рината Ахметова "Развитие Украины".

P.S. Недавно, Президент Украины В.Янукович инициировал создание Министерства спорта Украины. Параллельно с этим он поручил КМУ и ВРУ подготовить и принять закон о меценатстве в спорте.

Министерство культуры в Украине вроде бы уже есть. Вот бы кто-нибудь додумался донести важные слова до нужных ушей.

Впрочем, это направление у нас традиционно не в почёте.

Тэги: музеи, НХМУ
Печать
Читайте в разделе
Выбор читателей
В.о. директора департаменту з питань люстрації Міністерства юстиції призначено 23-річну Анну Калинчук. Ваша реакція з цього приводу?