Ложка дегтя в бочку культурной победы

Печать

Не прошло и ста лет, как Рада приняла в первом чтении законопроект по кино. Рассмотреть этот проект она собиралась еще в конце ноября – 25 ноября 2015 года парламентский комитет по вопросам культуры и духовности подтвердил, что именно в законопроект 3081-д будет выноситься в зал “в ближайшее время”. Оно настало через два месяца.

Фото: Центр Довженко

О содержании законопроекта, объединившего в себе идеи народных депутатов и игроков кинорынка, мы будем говорить подробнее, но позже.

Пока что хочется сконцентрироваться на том, что нынешняя редакция документа, проголосованного сегодня в Раде, не регулирует работу киноархивов должным образом. Между тем, очевидно, что законопроект о поддержке национального кинематографа должен регулировать не только создание и распространение оного, но и сохранение – как новых, так и старых фильмов.

О печальной традиции сохранения украинского кино нам писал Иван Козленко – без пяти минут снова директор Национального центра Довженко.

Если вы еще не читали этот текст, обязательно почитайте, а пока что – небольшая и показательная цитата: “Попри те, що в Законі України про кінематографію серед основних принципів кінематографії вказано також і «збереження національної та світової кінематографічної спадщини», цьому питанню в самому законі присвячено «аж» три абзаци, в яких не прописані ані механізми, ані джерела фінансування зберігання фільмів (стаття 17. Зберігання вихідних матеріалів фільму та фільмокопій). Існувала примарна надія, що концепція збереження кіноспадщини буде бодай в загальних рисах прописана в проекті Закону про державну підтримку кінематографії в Україні (№3081-1), який невдовзі буде розглянуто в Верховній Раді. Однак, і ця не справдилась”.

Как рассказал LB.ua Иван, он пытался внести правки в новый законопроект еще до первого чтения, но комитет их не принял.

Сейчас, после принятия законопроекта 3081-д у кинематографического сообщества и депутатов есть две недели на его обсуждение и внесение правок перед вторым чтением.

Зачем нужно так волноваться о вопросе сохранения старых фильмов (и новых тоже, напомню)? Затем, что за 24 года независимости Украине не удалось сформировать эффективную политику памяти, чему поспособствовало бы принятие норм о сохранении культурного наследия в любых его проявлениях – будь то копия фильма “Кросс” Марины Вроды, или замок в Меджибоже. “Кросс”, за который Марина Врода получила “Золотую пальмовую ветвь” Каннского кинофестиваля в короткометражном конкурсе, к слову, не хранится в государственном киноархиве, потому что сделан не за государственные деньги. А существующие нормы украинского законодательства ограничивают киноархив: он должен хранить только фильмы, созданные при помощи госфинансирования.

Кадр из "Небывалого похода"
Фото: Центр Довженко
Кадр из "Небывалого похода"

Украина не покупает и старые фильмы, которые хранятся в иностранных архивах. Недавняя покупка Центром Довженко фильма Михаила Кауфмана (известного авангардного режиссера, брата Дзиги Вертова) “Небывалый поход” (1931) у Архива Пшеничного – это нечто из рода вон выходящее. Сейчас Центр отреставрировал фильм, пригласил известного композитора Антона Байбакова написать к нему новый саундтрек и в этом году собирается показывать его отреставрированную версию в Великобритании. В конце декабря Центр показал полчаса из фильма – это очень любопытная вещь. По-хорошему, находка такого фильма должно было бы стать сенсацией, и Петр Порошенко, который ни в одной своей публичной речи за полтора года не произнес слова “культура”, мог бы взять такой прорыв на вооружение.

Между тем, формирование архива украинского кино и укрепление уверенности в том, что украинское кино – это не только поэтическая школа (при всем уважении к ее представителям), а очень интересная история поиска в киноязыке, поможет Украине избавиться от травм, комплексов и прочих нехороших вещей, излечиться от которых не поможет ни одно коалиционное соглашение или передел голосов во фракциях.

В связи с тем, что у парламента наконец-то дошли руки до голосования за культурные законопроекты (которых за год накопилось аж три), хочется пожелать культурному сообществу и власти в этой сфере скооперироваться и вложить в эти документы максимум полезных для культуры норм.

Тэги: Верховная Рада, законопроекты, украинское кино, Национальный центр Довженко
Печать
Читайте в разделе
  • Про непопулярне: науку, дітей, молодь Нам необхідні точки зростання. Ними можуть стати наукові зелені інноваційні містечка, побудовані не на принципі конкуретності, а принципі синергетизму. Наука+виробництво+молоді вчені.
  • Школа и толерантность: пути решения Помещать детей с особыми потребностями в отдельные классы – это, априори, проводить черту между «ними» и «нами». Если такие ученики будут учиться в одном классе с остальными школьниками, это будет только на пользу воспитанию толерантности.
  • Хто хоче «нагріти руки» на Євробаченні? Здається, і цього разу особисті амбіції та інтереси окремих людей беруть верх над інтересами країни, міста, громади, а іноді – і над здоровим глуздом. Наочною ілюстрацією такого твердження може стати історія зі створенням скверу біля МВЦ.
Выбор читателей
Київрада заборонила нічний продаж алкоголю поза межами закладів ресторанного харчування. Як вам таке рішення столичної влади?