Юлия Бурлаченко: Пролетая над Швейцарией

Печать

Раньше я думала, что в горах летать легко: на хребтах — потоки, в долинах — «минуса». Чтобы лететь и не снижаться, достаточно находиться над хребтом. Но в Швейцарии, самой что ни на есть горной стране, даже пролетев всего 30 км, я уже чувствовала себя героем. В последний день соревнований SwissMasters 2012 до финиша долетело только 10 человек.

Фото: Юлия Бурлаченко

Конечно, когда кромка высокая, когда знаешь местность, когда изучены все местные долинные ветра, когда нет опасной облачности, за которой надо следить — да, наверное, это легко. Но вот в Стансе всё было не так. Мое первое впечатление на старте было: «Где я?» Горы — высокие и крутые, долины — очень узкие, их просто не видно, старт — на каком-то отроге, направленном непонятно под каким углом к хребту, ниже вершин, естественно. Вообще непонятно, куда лететь...

В первый день соревнований SwissMasters 2012 потоки были слабые, поэтому организаторы из соображений безопасности не поставили задание (слишком много пилотов в слабом потоке невысоко над рельефом — опасно). Так что у нас была возможность просто полетать в свое удовольствие и осмотреться. Когда я поднялась выше вершин и увидела за нашим хребтом большую долину, мне стало морально легче. Кроме того, я запомнила очертания «наших» гор, и уже могла нормально ориентироваться в окрестностях. Тем не менее, база облаков была невысокая, ветер на высоте присутствовал, что добавляло турбулентности у рельефа.

В последний соревновательный день (как раз тогда мы поняли, насколько это классное место для полетов, особенно при хорошей погоде) организаторы порадовали и, вместо того, чтобы погнать всех в пределах одной долины, чтобы легче было собрать рассевшихся по маршруту пилотов к закрытию соревнований, поставили реально классный и очень красивый маршрут.

Утренний старт, долина еще закрыта облаками
Фото: Юлия Бурлаченко
Утренний старт, долина еще закрыта облаками

В этих трогательных маленьких кабинках поднимались пилоты с подвесками. Дельтапланы на старт завозили на машинах. А на второй старт, Хальдиграт, дельтапланы ехали вместе с пилотами на кресельном подъемнике
Фото: Юлия Бурлаченко
В этих трогательных маленьких кабинках поднимались пилоты с подвесками. Дельтапланы на старт завозили на машинах. А на второй старт, Хальдиграт, дельтапланы ехали вместе с пилотами на кресельном подъемнике

Стартовали с Хальдиграта, 1937 м. Радиус стартового циллиндра был 10 км, и, чтобы оказаться на его краю, нужно было пересечь нашу долину и перемахнуть хребет, на котором находится наш первый старт — Эггли. Там под облаком собралась огромная толпа пилотов в ожидании начала гонки. Всё это напоминало броуновское движение с элементом упорядоченности. Все старались держаться повыше, но облако было немаленькое и прилично затягивало. Поэтому процесс ожидания выглядел примерно так: народ крутится под облаком в области подъема, под самой кромкой начинает пробиваться к краю, «выпадает в минус», возвращается к центру облака, снова набирает высоту — и по кругу.

Время от времени кто-нибудь исчезал в космах и снова проявлялся в неожиданном месте. И вот наконец-то 14:20 - время открытия стартового цилиндра. Все 100 человек ломанулись по маршруту. Это великолепное зрелище стоило часового висения на месте. Огромная армада неслась вперед на полной скорости, заполняя собой все небо. Один пилот из французской команды снимал всё это на видео, надеюсь, скоро он его где-нибудь выложит.

Я, как всегда, немного отстала от основной толпы. В это время началось «переразвитие» — отдельные кучевые облака слились в сплошную массу и накрыли тенью следующий участок маршрута. Несколько километров я летела под небольшим дождиком, постепенно снижаясь. Очень надеялась набрать высоту в конце этого хребта. Там находилась точка 51 — наш «поворотник» со второго таска. В прошлый раз я там легко выпарила, и сейчас, подлетая к нему, видела несколько аппаратов на большой высоте. Но солнца не было, и, хотя облака работали, я была слишком низко, чтобы дотянуться до потока. Покрутилась некоторое время в «нулях», считая шишки на ёлках. А «поворотник» был в 10 км от меня на хребте, перпендикулярном моему.

На стыке этих двух хребтов было что-то вроде седловины — холмистая местность, покрытая лесом. За перевалом виднелась огромная долина с хорошими посадочными полями. Я попробовала пройти в сторону перевала — снижение небольшое, похоже, можно перемахнуть. Параллельным курсом на моей высоте прошел самолет.

Постепенно передо мной открылась сказочная долина с озерами и водопадами. А прямо передо мной был аэродром. Блин, организаторы ведь говорили о каком-то CTR, в который нельзя залетать, правда, не сегодня, а на вчерашнем брифинге. Что делать? Можно лететь или нет? Продолжая лететь к небольшим скалкам — потенциальным источникам потока, — я усиленно оглядывалась по сторонам в поисках самолетов, вертолетов и других потенциальных источников опасности.

И вдруг увидела с другой стороны аэродрома желтый парапланчик, который безмятежно пересекал створ взлетной полосы, направляясь к хребту. Ну, раз ему можно, то и мне, наверное, тоже. Над скалами прибор пискнул пару раз — и началась борьба за выживание. Поток был слабый, несформированный, я то снижалась, то поднималась, но в целом высоту не теряла и постепенно приближалась к хребту. В наушнике раздался ободряющий голос Олега Матвеева: «Юлька, давай, цепляйся!» - и в этот момент прибор запищал громче, я завернула спираль покруче и начала «цепляться».

Олег Матвеев над Хальдигратом
Фото: Юлия Бурлаченко
Олег Матвеев над Хальдигратом

А Олежка сидел с группой пилотов (в частности, с Кристианом Чехом — чемпионом мира среди «жесткокрылов») на краю аэродрома. Ему был хорошо виден хребет, и он рассказал, что на полпути к «поворотнику» облачность заканчивается, и описал, где народ набирает высоту. Постепенно поднимаясь, я любовалась офигенным видом, открывающимся передо мною. С другой стороны долины, на противоположном хребте, было два высоких водопада. Один из них был настолько мощным, что даже на расстоянии ощущалась энергия вылетающей из скалы воды, несущейся вниз с безумной скоростью. Дальше в долине были два больших сверкающих на солнце озера с корабликами, а между ними знакомое место — Интерлакен! Мы там летали в прошлом году. От всей этой красоты просто дух захватывало, хотя основная часть мозга была всё-таки занята обработкой потока и отслеживанием ситуации в воздухе. До «поворотника» всё еще оставалось около 7 км, но у меня появилась уверенность, что я его «сделаю» :)

«Поворотник» я в итоге взяла и благополучно вернулась назад в долину (шла уже с вершин, а не через седловину, высоты было достаточно). На хребет пришла низковато и, после безуспешных попыток выпарить, села на одном из официальных посадочных полей, где уже сидели пилоты, в частности, наш Артём Червоненко. Если бы не он, то села бы я по ветру — ветер у земли дул в противоположную сторону относительно того, что показывал мой прибор на высоте 100-200 м над полем. В общем получилось 48 км — не много, но и не мало, учитывая, что многие лидеры пролетели столько же или даже меньше, а к финишу долетело всего 10 пилотов из 104.

В итоге в нашей русско-украинской компании лучшим оказался Женя Лысенко — 23-е место, за ним Наталья Петрова из России — 37-е место (первое место в женском зачете), дальше — я (40-е место в общем зачете и 2-е в женском), потом Олег Матвеев и Артем Червоненко (51-е и 52-е места соответственно).

Фото: Юлия Бурлаченко

Тэги: Швейцария, дельтапланеризм, дельтапланеризм
Печать
Читайте в разделе
Анонс
Выбор читателей
Партія Медведчука заявила, що її лідера хочуть убити нардепи Сергій Висоцький, Микола Княжицький та Андрій Левус. Кого, на вашу думку, явно бракує в цьому “списку жорстоких кілерів”?