Хве-и-ле-и-пе-ок, или нужны ли детям буквы?

Печать

Зачем учить детей читать? Как говорил Козьма Прутков, бросая камешки в воду, наблюдайте за кругами, которые они образуют, иначе ваше занятие будет абсолютно бессмысленным. Так и здесь- прежде чем начать мучить себя и дитя, вы должны быть точно уверены, что вам это нужно.

Вот, например, герой (или антигерой) бессмертной советской кинопоэмы о понаехавших говорил еще полвека назад, что книги, а также театр, цирк, кино будут скоро человечеству совершенно не нужны- все заменит телевидение. В новой реальности, похоже, уже хоронят телевидение, но кто знает, что еще затянет в могилу хищный веб 3.0?

А Умберто Эко - известный итальянский прозаик и философ - так прямо сейчас пишет о том, что люди в третьем тысячелетии с помощью новых технологий гигантскими скачками весело направляются прямиком в каменный век. Следуя его хитроумной логике, еще пару десятков лет- и мы с вами будем переписываться симпатичными картинками, а общаться на универсальном языке, аки птицы небесные.

Но вернемся к детям и чтению. Так вот, беглый анализ требований к ребенку, поступающему в первый класс, говорит о том, что итальянские философы пока что страшно далеки от украинского народа. Что, может быть, где-то и хорошо - тут один британский певец хотел было породниться с украинским народом и усыновить больного младенца из детдома - общественность очень возмутилась. И правильно, я считаю пусть лучше Анджелина Джоли усыновляет. У нее и муж красивый, и пол у них (с мужем, ага) разный. В общем, мне больше нравится. Хотя Элтон Джон и без нашего мальчика не пропадет, а вот мальчик… Однако, мы не об этом. Итак, уметь читать как будто надо. Но в нашей школе есть много каких надо, которые, по здравом размышлении, вызывают только недоумение, досаду и тоску по лучшей жизни. Может, это одно из них? Может, грядущее готовит нам стремительный переход от букваря к айподу, и от буквы - к знаку? На вопрос отвечает человек с той стороны школьной реальности, учитель-методист, специалист высшей категории, педагог младших классов с почти тридцатилетним стажем, Елена Скрипай:

- Чтение - одна из граней не только образованности, но и социализации, особенно в мире, пронизанном электронными социальными связями. Первое умение - говорение, второе - чтение. Касаемо знаков, то буква - тот же знак, та же картинка, но она более продуктивна, понимание букв даст больше в будущем. Буквы создают общее поле для дешифровки посланий, отсутствие такой общности несет крайнюю индивидуализацию и взаимонепонимание. Передача знаний от учителя к ученику исключительно в виде картинок ведет к упрощению и оглуплению. И наоборот, умение ученика выражать полученные знания с помощью знаков, умение оперировать знаками и создавать новые- на базе полученной с помощью букв информации - лежит в основе многих методик.

Сейчас в школьной среде много говорят про образовательные компетенции. Отсутствие их приводит к тому, что формально образованный человек (ребенок) не может решать обыденные задачи в окружающем мире, например, не в состоянии найти необходимую станцию в метрополитене или сориентироваться при переходе сложного перекрестка. Я считаю, что человек читающий легче сможет приобрести необходимый бытовой навык, чем человек, который хорошо умеет понимать знаки и читать пиктограммы. Есть понятия базы и надстройки. База в данном случае - знания, полученные при чтении, надстройка- понимание конкретных знаков и обозначений, принятых, скажем, в среде обитания городского человека. Имея базу, легче изучить надстройку, чем наоборот.

Похоже, что где-то непосредственно после приучения к горшку, но перед запретом употреблять пиво/сигареты/сладкую газировку/подростковые журналы/прочую дрянь из киосков, придется все-таки научить ребенка буквам. А то как же он купит этот самый гадостный журнальчик, в самом деле. И нужно будет объяснять, что маленькие невзрачные черные жучки, которыми вот так тесно усеян экран или страницы, могут быть интереснее красочного кино или яркого мультфильма. И что эти самые жучки, наползая и закрывая картинку в детской книжке, вовсе даже не портят ее, но - если тебе тоже хочется написать-нарисовать эдаких жуков, то пожалуйста, детка, будь добр, возьми вот этот чудесный белый листик, не надо пачкать книжку, я сказала, елки-палки, пусть их в школе учат, сколько можно, может, лучше поставить мультик?!?

В общем, ответив на вопрос зачем, нужно ответить на вопрос как. Как приучить ребенка к чтению и не сойти с ума? Знает Оксана Королева, педагог и мама - ее старший сын Женя, отличник и победитель олимпиад, читает в 9 лет со скоростью 220 знаков в минуту (и не пытайтесь повторить в реальной жизни, ага):

- Не скажу ничего нового - базовый интерес к чтению закладывается в семье, на примере родителей. Если мама смотрит сериалы, а папа играет в компьютерные игры - ребенок не будет читать. В ситуации, когда мама сидит в одноклассниках, а папа смотрит по спортивному каналу любимый футбол - ребенок тоже не будет читать.

Посмотрите на интерьер современных квартир - у нас исчезли полки с книгами. Чего можно хотеть от ребенка? Он просто отражает то, что видит в семье. Родители должны читать детям и для детей, если не хотят делать этого для себя. Можно читать по очереди- строчку мама, строчку чадо. Прекрасно, если у ребенка есть какое-либо увлечение: любит машинки - найдите и прочитайте вместе с ребенком книжки про машинки, особенно нравится герой мультика - найдите текст первоисточника, пусть это даже будут комиксы, а не солидные фолианты. Сходили с деткой, скажем, в зоопарк, увидели там диковинного козла-осла-мартышку- дайте себе труд, найдите в энциклопедии хоть пару строчек про это животное и прочитайте ребенку. Пусть видит, что книга - действительно источник знаний. Вообще, возраст почемучек, возраст дошколят - прекрасное время для азов познания через чтение.

Задает вам дитя диковинный вопрос из разряда: Почему вода жидкая?,- не кривите душой, не надейтесь на курс школьной физики - вы его давно забыли. Достаньте книгу. Разучились читать с бумаги? Найдите в интернете и распечатайте. Прочитайте с листочка - пользы от этого на перспективу будет больше, чем от самых увлекательных интерактивных развивалок и учебных передач. Дитя должно понимать, что чтение - это интересно, это познавательно, это классно. Прежде всего потому, что рядом с ним в момент знакомства с буквами будут самые близкие люди, его родители, люди априори самые авторитетные.

Можно было бы, конечно, спросить про детей и буквы в областной библиотеке или в интернет-кафе/салоне компьютерных игр. Но такой взгляд был бы слишком специфичен, да и ходит туда не всякий: у многих детей дома есть локальная сеть, а у кого-то чудом сохранились те самые полки с книгами. Поэтому точка зрения и ответственной мамы, и многоопытной «первой учительницы» стали для меня решающими в ответе на вопрос - нужно ли учить детей читать.

Итак, при всем уважении к философам-глобалистам и устремлении в светлое завтра, сегодня мне больше по пути с Грицьком Ивана Франко и Филипком Льва Толстого. И, если вместе нас будет много (цит., оригинал укр., 2004), может, это самое третье тысячелетие будет совсем другим?

Тэги: книги, дети
Печать
Выбор читателей
В.о. директора департаменту з питань люстрації Міністерства юстиції призначено 23-річну Анну Калинчук. Ваша реакція з цього приводу?