​Пираты, кино и черт знает что такое

Печать

Украинские пользователи – жадные и наглые. Они как шакалы рыщут где бы посмотреть очередную новинку нелегально. Или чего еще хуже – злобно скачать эту самую новинку на свои безразмерные пиратские террабайтные домашние диски. Я боюсь, что именно так нас видят правообладатели.

На прошлой неделе ВРУ в первом чтении проголосовала очередной закон о защите авторских прав в сети интернет. В этот раз закон называется «О государственной поддержке кинематографии в Украине" (№ 3081-д). Ровно половина закона о поддержке кинематографии - это защита от пиратства. Значит, ровно половина проблем украинского кинематографа - от пиратов.

Менять нужно не законодательство, а сперва тех, кто пытается его изменить – как бы говорит мне текст этого закона. Всего за несколько дней до голосования в соседней России RuTracker показал статистику посещений после «вечной блокировки» Роскомнадзором: она упала на 35%. Еще раз: все российские провайдеры разом поставили RuTracker в бан и в результате количество посетителей упало всего на 35%.

Фото: www.vedomosti.ru/Стулов

Ни аналог Роскомнадзора, ни суд, ни толпы следователей в спортивных костюмах и остроносых туфлях не смогут заставить пользователей покупать контент. Это могут сделать только правообладатели. И только рыночными методами.

Как только в Советском Союзе запустили первый спутник, Соединенные Штаты занервничали и резко захотели иметь надежную систему передачи информации на случай войны с СССР. Систему, которая бы не зависела от повреждений ее узлов. Такая система родилась 29 октября 1969 года в 22:30, в эту минуту удалось передать три символа «LOG» на расстояние в 640 километров. Это был прообраз интернета.

В детстве я вставал пораньше перед школой, подключался по модему к сети, сидел в Гала-Чате, качал рефераты. Кто почестнее, признался бы, что и порно смотрел. Фотография скачивалась несколько минут, помните?

Потом появились выделенные каналы. Картинки уже летали, а вот музыка качалась тяжело. Потом летала музыка, тяжело пролазили фильмы. Теперь все летает. Но где все это время были правообладатели контента? А правообладатели вместо того, чтобы в пример порнографов учиться монетизировать контент, все это время волком смотрели на интернет и считали свои убытки. Интернет убивает музыкальную индустрию, кричали они. Затем то же самое кричали про киноиндустрию.

Мы не ради денег, мы хотим стать Википедией, говорит RuTracker. Неожиданное заявление. Но вполне честное.

Вам интересно, сколько в Полтавской области кинотеатров? Мне тоже, но я не нашел статистики. На всю Украину есть 400 кинотеатров. Наверное, в Полтавской области штук 30. А сколько библиотек?

Ну и теперь интересно, как студенту медицинского училища города Лохвица Полтавской области посмотреть "Великую красоту" Соррентино, или новую серию "Шерлока Холмса" с Камбербетчем, или пусть даже "Левиафана". Правильно, в интернете. В кинотеатре Полтавской области это не показывают.

Студент открывает браузер и гуглит, где же посмотреть все эти фильмы легально. И вот незадача, все три фильма ни на одном легальном ресурсе не находит. Он может посмотреть два фильма на одном ресурсе, и третий – на другом. Либо он криворукий, либо что-то не вяжется.

Усложним теперь задачу. Попробуем составить список из 10 фильмов, 10 сериалов и 10 детских фильмов/мультов для культурной киевской семьи. И найти их все на легальных украинских онлайн-площадках. Результаты - в материале Арсения Финберга. Если кратко, то ни один легальный кинотеатр не собирается удовлетворять потребности в кино.

Как же так? Правообладатели не хотят, чтобы я смотрел нелегально. Это же преступление, говорят мне они. Уточняют формулировки уголовного кодекса. А где же взять легально, простите? Студент живет в Лохвице Полтавской области, напомню. И больше всего на свете он хочет перестать чувствовать себя полтавским провинциалом. Ему еще хочется прочесть Lean Startup, "Атланта", он хочет новый диск Avishai Kohen.

Черт возьми, мы в стране третьего мира со средней зарплатой в 50 Евро. За 10 Евро в месяц мы получаем пару фильмов и несколько низкосортных сериалов.

И вот интернет подарил нам PirateBay, ex.ua, RuTracker, my-hit.ru, ВКонтакте и массу других ресурсов, которые заполняют культурную пропасть между культурной киевской семьей и студентом из Лохвицы. Ведь все могут посмотреть, послушать и прочесть одно и тоже.

Но правообладатели настаивают, что пиратство вредит кинематографу. И я же ведь согласен. Пока есть фильм на пиратском ресурсе бесплатно и на легальном ресурсе за 50 гривен, я лучше на пиратском посмотрю. Нарушать авторские права нельзя, за контент нужно платить и это сейчас не сарказм.

Только чем виноват интернет? Сеть - это средство обмена информацией. Информацией, которую невозможно контролировать. Но ее можно монетизировать. Много вы знаете о борьбе с нелегальной порнографией? Немного. Потому что они никогда не были «в законе» ни в кинотеатрах, ни на видеокассетах, ни на дисках. А в интернете они отлично зарабатывают. Так, получается, можно зарабатывать на контенте без помощи суда, милиции, Роскомнадзора.

Нет, законодательство о защите авторских прав таки придется поменять. Это жесткое требование наших иностранных доноров. А для того, чтобы получить хороший работающий закон, все участники рынка должны сесть и договориться. Пока не получается. Все время кто-то мнит себя умнее других.

Тэги: кино, законопроекты, пиратство
Печать
Материалы по теме
Читайте в разделе
Анонс

Выбор читателей
Путін відпустив Надію Савченко до України. Чию заслугу в цій події ви вважаєте найбільшою?