Что нам делать с Путиным?

Печать

Российская власть сменилась и не обещает быть в отношении Украины мягкой. Украинские лидеры уже забились от страха в предположениях, что их ждет с ценами на газ, и какие еще товарные группы, кроме сыра, попадут под раздачу.

Фото: 2000.net.ua

Ясно, что российский президент сегодня - это не тот президент 2000 или 2004 года, да и внутренняя ситуация в России сильно изменилась, появились и оживились очень недовольные группы населения. Поэтому более жесткая политика Кремля в отношении Украины не зря видится неизбежной властным украинским лидерам.

Надо сказать, что кроме сырных производителей, могут пострадать и многие другие промышленники в отраслях, довольно чувствительных для нашей страны: машиностроении, пищевой промышленности, сельском хозяйстве. При закрытости европейского рынка, благодаря решениям Партии Регионов в отношении оппозиции и ее лидеров, при возможном масштабном конфликте на Ближнем Востоке и связанным с этими экономическими потерями на этом важном для наших производителях рынке, а также из-за общего мирового кризиса, российский рынок и стран СНГ может представляться нашим властным лидерам ключевым и единственным. Этим самым обрекая украинскую экономику на фатальную зависимость в экономике от воли Москвы, а значит, делая всю украинскую политику зависимой от воли российских лидеров.

Проблема еще и в том, что Янукович и проводимая им политика внутренняя, больше подводят его к самоизоляции как от внешнего мира, прежде всего, в отношении Европы и США, так и внутри, отстраняясь от собственного общества и его проблем, заставляя его встать на путь Лукашенко и вести переговоры только с одним участником - Москвой, но с позиции очень невыгодных и ущербных, как для экономики Украины,так и для общества в целом.

Cоблазн так поступить у Януковича очень большой и для реализации иного необходимо прежде всего идти на компромисс с обществом: отпускать Тимошенко, допускать ее к президентским выборам, что сильно страшит Партию Регионов. Если же пойти на сдачу национальных интересов и ложиться под Москву, то можно получить взрыв внутри и потерю власти.

Однако Янукович, видимо, будет действовать как раньше, т.е, не делать решительно ничего, дрейфовать и тянуть время, т.е обещать, обещать что-нибудь России, но тянуть с выполнением как можно дольше, сдавая что нибудь из собственных промышленных активов уже сейчас; обещать ЕС в деле Тимошенко и оппозиции, ничего реально не делая, ища компромиссов также только в экономической сфере. Такая политика решительно не отличается от проводимой в предыдущие годы не только действующей властью, но и предыдущими. Постоянное балансирование с медленной сдачей национальных интересов. Однако, как упоминалось в самом начале, политика Москвы может сильно и даже радикально измениться, полумерами и обещаниями обойтись будет трудно, надо будет либо ложиться, либо....

А что, если Россия предпримет очень силовой и очень жесткий сценарий для усмирения Украины и окончательного закабаления? Что, если российская власть предпримет нечто такое, похожее на давление в прошлом на Грузию, задействуя все возможные рычаги, начиная от поставок газа, доступа на российский рынок украинским товарам, введения ограничений для украинских заробитчан и даже предъявления претензий на часть украинской территории?

Читайте: Мыборы

Этот вопрос недавно задавался украинскому Президенту. Как прозвучало в его ответе, вся эта жесткая риторика в отношении Украины - всего лишь предвыборная, и наша власть надеется, что в послевыборный период вся эта антиукраинская тема в российском внутреннем медийном пространстве пойдет на спад, и отношения пойдут как раньше.

Однако ведь и ситуация в России меняется, прежде всего, в экономике. Экономика все больше примитивизировалась за последнее время, сделавшись почти полностью сырьевой, не оставляя возможности для развития технологии, науки, образования, армии и общества в целом. Не развивалась инфраструктура, социальные проблемы, как ожидается, станут более острыми: например, во многих промышленных российских городах, таких, как Нижний Тагил. Существующий правящий класс в России, в принципе, ни с Путиным, ни без, не способен решить их кардинально, так как он ориентирован на разграбление и обогащение.

Фото: premier.gov.ru

Он не отличается должной квалификацией и кругозором, в силу специфического доминирующего в российском обществе мышления, ориентированного на гомогенизацию общества, т.е., на вычищение всего лишнего, неугодного, не согласного, всего иного, ориентации на силовое решение, отсутствие компромиссности в российской политике и переговорности с другими участниками. Все это делает возможным сползание в фашиствующее деградирующее агрессивное государство, представляющее уже реальную опасность, прежде всего, для слабых соседей, таких, как Украина.

Читайте: Пора на путинг?

Возможно ли вести будет нормальную переговорную политику с таким агрессивным соседом в будущем? И насколько вообще реальный сценарий такого развития ситуации?

Сужение внутреннего и внешнего политического пространства, которое происходит сейчас у нас, очень вредно для Украины и грозит стать гибельным в случае такого жесткого развития событий. Потеря российского рынка вкупе с другими перечисленными выше мерами, которые способен предпринять Кремль, просто поставят нас на колени. Поэтому уже сейчас надо подумывать о "других" возможных путях, кроме Евразийского, иных политических и экономических союзах. Каким ужасным это ни казалось бы для украинской властной верхушки, придется освободить Тимошенко и искать пути для диалога и консолидации внутри собственного общества. Что касается отношений с Россией, то надо задействовать многие рычаги, которые на самом деле у нас имеются.

Например, проблемы доступа на российский рынок надо решать не только двусторонне, но и через ВТО, в которую Украина зачем-то, (как не для таких случаев) когда-то вступала, а Россия стремится в ней быть. Необходимо подписать соглашение о зоне свободной торговли с ЕС и искать подобные формы сотрудничества с другими крупными странами и соседями - Турцией, арабскими странами, Ираном, странами Кавказа и даже с Беларусью. Отношения с последней вообще принимают критически важное значение для успешного антироссийского противодействия. То есть, расширяя наше экономическое и политическое поле, мы можем минимизировать нашу российскую зависимость.

Вопрос энергетический вообще не является для Украины критическим, наша зависимость от Газпрома не так велика, как принято преувеличивать в медиа, это, скорее, вопрос к уровню квалификации украинской власти. Газпром никогда не откажется от поставок газа в Украину, т.к. последняя есть один из крупнейших его рынков, а такая существенная потеря доходов для россиян может стать весьма проблемной и для российского бюджета. Поэтому газовый вопрос не есть вопрос, из за которого следует прогибаться, а вопрос по которому Украина могла бы сама отстаивать свои интересы, в том числе и в торговле с Россией. Кстати в данном вопросе отношений по газовой проблеме очень важно, как я указал ранее, сотрудничество с Беларусью.

В свое время Янукович, придя к власти, ошибочно поспешил в объятия Москвы, в то время, как Газпром осуществил успешное давление на Беларусь. Сейчас мы имеем холодные отношения с Лукашенко и их солидарность с Москвой, в том числе и по сырному вопросу. У нас с Беларусью, как, кстати, и со странами Балтии, Грузией, есть общие интересы, то есть, - противодействие российской агрессивной экспансии в экономике и политике. Необходимо тесно координировать политику в отношении России с указанными странами и солидаризироваться, а не сдавать интересы другого, чтобы потом не приходилось для защиты уже собственных интересов, вести диалог с Москвой в одиночку.

Уже через недолгое время Виктор Янукович может оказаться в положении Александра Лукашенко. И дело даже не в том, что он окажется один на один с собственным народом, а в том, что он останется один на один с Москвой. С Владимиром Путиным.— Виталий Портников

Есть еще один щекотливый и очень чувствительный вопрос воздействия на Россию. Ее внутренняя политика. До сих пор мы привыкли к присутствию российских "прокремлевских" сил на нашей территории, в Крыму, в Парламенте и медиа. Однако российская внутренняя политика является не менее чувствительной для воздействия извне.

Фото: EPA/UPG

Украинское медиа-поле, как показали последние российские выборы, стало очень хорошей и почти единственной полноценной площадкой для российской оппозиции, а российское оппозиционное движение стало более активным и более интересным, в том числе для всех, кто находится тут, в Украине. Как это неудивительно признать, только Украине, среди всех соседей России, по силам воздействовать на внутренние российские политические процессы, а без такого участия во внутренней российской политической жизни мы, увы, не сможем отстоять свою собственную политику. Это необязательно, что мы должны расходовать значительные бюджеты для финансирования российской оппозиции или поддерживать те украинские политические движения, которые отправляются в Москву для участия в антикремлевских выступлениях или других политических акциях.

На самом деле у нас есть все для того, чтобы дать максимальную медийную и иную политическую площадку на территории Украины для выступлений и работы российских оппозиционеров. К сожалению или к счастью, но этой данной нам судьбой данности не изменишь, а именно в силу культурной близости и территориального соседства, а также мощного натиска со стороны самой России, мы, повторяюсь, вынуждены втягиваться во внутренние российские политические процессы и не можем последовать примеру других стран, бывших социалистических сателлитов, которые просто в свое время изолировались от российского культурного и политического влияния.

Еще раз повторяюсь, по причине активизации российской оппозиции, неминуемого жесткого прессинга на нее и на нас, Украину, со стороны Кремля, мы должны по возможности даже приютить, если это будет необходимо, и поддержать несогласную, в основном, российскую интеллигенцию на украинской территории.

Все перечисленные меры, а также многие другие, равно как и здравый смысл и национальное достоинство, необходимо использовать в диалоге с новой-старой российской властью и Путиным.

Тэги: украино-российские отношения, Владимир Путин, выборы президента России (2012)
Печать
Читайте в разделе
Выбор читателей
В.о. директора департаменту з питань люстрації Міністерства юстиції призначено 23-річну Анну Калинчук. Ваша реакція з цього приводу?