Социальный формат туризма

Печать
Социальный формат туризма
Фото: veseliymakler.ru
Новости по теме

Обсуждая тему туризма, часто забываем о том, что, по своей сути, туризм материализует право людей на отдых. Разнообразие форм и качество услуг туриндустрии в целом прямо связано с качеством жизни и социальной структурой общества. Чем выше уровень жизни, тем лучше состояние туризма в целом. Отметим при этом, что такое утверждение верно именно для европейских стран, где большую часть рынка туриндустрии формирует внутренний спрос.

И если средняя зарплата работающего украинца летом этого года составила около 350 долларов в месяц, то именно эти показатели и будут формировать основной тренд в туристической экономике страны в этом и следующем году. При этом делаем поправку на то, что для ряда массовых профессий (учителя и врачи) средние доходы намного ниже.

При растущей стоимости жизни такие доходы вообще не оставляют надежды на отдых для многих украинцев, для значительной части – позволяют сконцентрировать для поездки максимум среднемесячную зарплату. Средняя продолжительность поездки к морю в последнее время сократилась до 10 дней – таким образом, за вычетом дорожных расходов и резерва на то, чтобы дожить до новой зарплаты, среднестатистический отечественный туризм может потратить на свой отдых не более 20 долларов в день (включая питание). Этот массовый рыночный заказ изначально и определяет уровень услуги для массового рынка.

Можно ли в этих условиях предоставлять относительно недорогую и качественную услугу? Казалось бы, громадная фабрика здоровья – сотни санаториев и баз отдыха, созданная еще в советские времена должна и сегодня решать такие задачи. Но устаревшая материальная база и техническое оснащение при новых ценах на энергоносители, делает услугу неконкурентоспособной даже для самых невзыскательных.

Жизнь вроде бы подсказала решение – за последние годы в стране возникли тысячи приватных семейных гостиниц, которые работают именно в этом сегменте. Да, они платят минимум налогов, но позволяли сотням тысяч наших сограждан ощущать за небольшие деньги хотя бы относительный комфорт. И именно этот сегмент туриндустрии в ближайшие годы даст возможность для отдыха внутри страны большинства представителей малого и среднего бизнеса и какой-то части бюджетников.

Для массового развития отелей для среднего класса пока еще не пришло время хотя бы потому, что в Украине нет сегодня критической массы этого среднего класса.

Фото: Макс Левин

Безусловно, приятно писать о новых гостиничных проектах класса 4-5 звезд в Крыму, Карпатах, Львове и Киеве – но мы должны понимать, что эти гостиницы практически навсегда останутся недоступными для большинства украинцев. Здесь можно уповать на расширение въездного туризма ( хотя в этом сегменте отелям нужно будет думать о специальных ценовых предложениях для среднего европейца). И на часть отечественных олигархов и топ-менеджеров, лишь в редких случаях - облагодетельствованных корпоративными мероприятиями служащих среднего звена.

Будем откровенны, сегодняшняя стратегия развития страны, где основной упор делается на развитие мега-корпораций - в итоге не может не отразиться и на будущей структуре туризма. Пару десятков олигархов, несколько десятков тысяч приближенных политиков, силовиков, топ-менеджеров. Да, еще около сотни тысяч ключевых сотрудников, которым нужно платить нормальные зарплаты, или они уедут за рубеж. Вот, собственно, и весь рынок для отелей сегмента от 5 до 3 звезд. Речь идет и о рекреации, и о деловом туризме.

Остальные миллионы работников – на заводах или латифундиях наших вождей, будут получать лишь минимально необходимую для выживания зарплату. Но при этом право на отдых также необходимо даже для минимального физиологического восстановления производительных функций работника. Это понимают работодатели. Именно это, в итоге и сформулирует социальный заказ на создание более эффективного механизма «бюджетного» отдыха.

Теоретически возможен и другой вариант – организация отдыха победившего пролетариата в имениях поверженной буржуазии. О нем мы знаем из нашей недавней истории.

Тэги: туризм, гостиницы
Печать
Выбор читателей
В.о. директора департаменту з питань люстрації Міністерства юстиції призначено 23-річну Анну Калинчук. Ваша реакція з цього приводу?