Чтобы имела место политика, должно появиться тело

Печать
Чтобы имела место политика, должно появиться тело
Фото: hudrada.tumblr.com

Первый пост в этом блоге должен был быть о событиях в культуре Украины, произошедших этой осенью и внимания заслуживающих. О "Трудовой выставке” кураторского объединения “Худсовет” в “Центре визуальной культуры”, рассматривавшей изнутри и снаружи, а также с разных других сторон труд художника.

О ликвидации одного из двух киевских театров, склонных к эксперименту, а именно – “про припинення закладу Вільна сцена”, слитого в популярно-бульварный Театр на Левом берегу. О Премии Пинчук Арт Центра, который слегка пошел на встречу художественному сообществу, и о том, как художественное сообщество, в свою очередь, слегка поскандалило на эту тему, а также о том, как представители критического искусства подаются на подобную премию и стремятся ее получить, имея целью “быть услышанными” и “физическое выживание”. О выставке “Путешествие на Восток” в параллельной программе АrtKievContemporary, где польские кураторы спросили художников – может ли социальная любовь быть альтернативой расчетливости и конкуренции рынка, и о том, как искусство, заброшенное на базар, вызывает недоумение (с одной стороны), помогает примитивной купле-продаже, маскируя ее под арт-рынок (с другой).

Однако.

Если подумать о тексте чуть дольше, чем того требует реальность, он попадает под влияние совсем других событий. Естественно, политических.. Но, как обозначено в заголовке, без тела никакой политики не будет, будет одна сплошная имитация. Заголовок, кстати, это цитата из лекции Джудит Батлер "Союз тел и Политика Улицы" отсюда.

Едва подумав о теле, я заметила как немедленно в мозг поступило воспоминание про подзабытый феномен под названием “контактная импровизация”. Это не тот феномен, что известен в Украине как “танец радости” и отсылает к высказыванию Ф. Ницше о последнем человеке, который сбивается в кучу себе подобных, где все повторяют “мы счастливы, мы счастливы”. И подмигивают.

Фото: dancy-jam.net

Контактная импровизация - явление, возникшее в Америке в 60-х годах прошлого века на волне политических протестов. Это танец, в котором ничего не известно и может произойти все, что угодно. Но есть принципы. Один из его главных принципов – опасна как пассивность, так и резкие движения. Ты должен всегда быть готов сопротивляться, но не устроить при этом драку. И у тебя всегда есть партнер, который совсем не обязательно будет с тобой сотрудничать, но при условии терпения и настойчивости, его можно убедить не быть ни пассивным, ни агрессивным.. В крайнем случае, его надо перетанцевать, то есть вынудить его “уйти со сцены”. Чем не описание политической ситуации сегодняшнего дня в Украине и России?

Однако.

Терпение и настойчивость – не совсем те достоинства, которые свойственны постсоветскому народонаселению. Потому что, во-первых, если уж мы что-то делаем, то это должно приносить ощутимый эффект, а если эффект не обещан, то “зачем тогда все это?” или “а если станет еще хуже?” Во-вторых, у каждого по поводу, например, “идти ли на митинг” есть собственное мнение, которое большинство принимает за выражение свободы. А вот Гераклит, например, настаивал, что именно собственное мнение делает тебя частью толпы и вообще является “падучей болезнью”. И чтобы перестать быть толпой, чтобы на тебе толпа прервалась, надо “следовать всеобщему”. Эта очень непростая мысль греческого философа порождает бесконечные вопросы. Вся история европейской цивилизации - вопрошание. Терпеливое и настойчивое.

Однако.

Слишком много политики, наверное? Следующий пост попробует быть текстом о культуре, в крайнем случае – об отсутствующей в Украине культурной политике и о том, как дорого обходится ее имитация.

Печать
Выбор читателей
В.о. директора департаменту з питань люстрації Міністерства юстиції призначено 23-річну Анну Калинчук. Ваша реакція з цього приводу?