Метро, которого нет: "Черниговская" и "Лесная"

Печать

Заключительная часть серии "Метро, которого нет" про открытый участок Святошинско-Броварской линии. Чтобы не метаться из стороны в сторону, сегодня мы немного нарушим хронологию и затронем сразу и "Лесную", которая была открыта позже святошинского пускового участка. Станции, на которые я вам сегодня хочу предложить посмотреть, сильно отличаются от остальных наземных станций своей конструкцией, а в архитектурном плане "Лесная" может по праву считаться самой интересной из них.

Фото: tov-tob.livejournal.com

Черниговская

Проектное название - "ДШК" ("Дарницкий шелковый комбинат"). До 1993 г. станция носила название "Комсомольская". Современное название станция получила от направления автомагистрали, частью которой является расположенный рядом со станцией Броварской просп. Изначально планировалось завершить Святошинско-Броварскую линию станцией "Дарница", но интенсивное жилищное строительство и развитие промышленности к востоку от станции уже в 1962 г. (т.е. еще до пуска самой "Дарницы") заставили внести изменения в эти планы.

Станция была открыта 4 октября 1968 г. Конструкция станции наземная; частично расположена под путепроводом ул. Красногвардейской. По оформлению и конструктивным решениям "Черниговская" близка к некоторым станциям Филёвской линии в Москве ("Багратионовская", "Филёвский парк", "Пионерская", "Кунцевская"). Из-за высокого пассажиропотока в 1974 г. со стороны западного вестибюля была построена дополнительная боковая платформа, которая до открытия "Лесной" использовалась для высадки пассажиров (ныне платформа не эксплуатируется).

Архитекторы: И. Масленков, В. Богдановский, Т. Целиковская.

Пассажиропоток на сегодня составляет 43,6 тыс. пассажиров в сутки.

"Черниговская" - единственная станция в Киеве, расположенная на ровной площадке (традиционно станции метро имеют незначительный и незаметный пассажирам уклон 3-5‰ для отвода воды, в т.ч. и другие наземные станции киевского метро).

1. Вариант мелкого заложения станции. Откуда возникла идея мелкого заложения до конца неясно; возможно рассматривался вариант "закапывания" станции под путепровод.

Фото: tov-tob.livejournal.com

2. Наземный вариант под путепроводом, взятый за основу при реализации проекта:

Фото: tov-tob.livejournal.com

3. Строительство западного вестибюля станции:

Фото: tov-tob.livejournal.com

4. Несущие конструкции станции собраны из сборного железобетона:

Фото: tov-tob.livejournal.com

5. Вид в направлении "Дарницы". Кстати, на перегоне "Дарница"-"Черниговская" впервые среди открытых участков Киевского метро были применены железобетонные шпалы вместо деревянных.

Фото: tov-tob.livejournal.com

6. Митинг у восточного вестибюля в день открытия станции:

Фото: tov-tob.livejournal.com

7. Станция в первые годы работы. Восточный вестибюль:

Фото: tov-tob.livejournal.com

8. Оба вестибюля функционально построены в виде стеклянных объёмов. К вестибюлям с путепровода ведут мостики, которые одновременно являются навесом над платформой станции. Западный вестибюль:

Фото: tov-tob.livejournal.com

9. Платформа станции. Обратите внимание на светильник сверху - сейчас его нет.

Фото: tov-tob.livejournal.com

10. Общий вид на станцию и развязку Красногвардейской/Братиславской/Броварского просп.:

Фото: tov-tob.livejournal.com

11. Путевое развитие за станцией. Перед пуском "Лесной" путь здесь переложили, стрелочные переводы и съезды полностью демонтировали.

Фото: tov-tob.livejournal.com

12. Редкий кадр с работающей боковой платформой:

Фото: tov-tob.livejournal.com

13. Западный вестибюль, 90-е:

Фото: tov-tob.livejournal.com

14. Современные фото. Станция интересна своей конструкцией, но ее расположение в выемке и многочисленные киоски вокруг мешают ее целостному восприятию.

Фото: tov-tob.livejournal.com

15.

Фото: tov-tob.livejournal.com

16. Западный вестибюль и заснеженная дополнительная платформа:

Фото: tov-tob.livejournal.com

17. Пространство под восточным вестибюлем. Нынешний пассажиропоток на станции значительно превосходит скромные возможности лестниц, ведущих из кассовых залов. Тот, кто бывает в час-пик на "Черниговской", хорошо знает, как непросто бывает их преодолеть.

Фото: tov-tob.livejournal.com

18. Часть навеса станции поддерживается двумя рядами колонн, как визуальное продолжение вестибюля; в средней части станции имеется только один ряд колонн. Колонны облицованы белым мрамором.

Фото: tov-tob.livejournal.com

19. Архитектурное оформление станции предельно просто; никаких дополнительных деталей (кроме, разве что, небольшой мозаики над лестницами) здесь вы не найдете.

Фото: tov-tob.livejournal.com

20. Чтобы немного разнообразить наше повествование, давайте также немного прогуляемся вдоль линии от "Дарницы" до "Лесной". Окрестности "Дарницы":

Фото: tov-tob.livejournal.com

21. Этот отрезок, на мой взгляд, один из самых живописных на открытом участке Святошинско-Броварской линии, особенно летом. Правда, читателям придется задействовать фантазию, т.к. все самые лучшие фотографии открытого участка, у меня почему-то получились зимними :)

Фото: tov-tob.livejournal.com

22. Состав уходит с "Черниговской":

Фото: tov-tob.livejournal.com

23.

Фото: tov-tob.livejournal.com

24. За "Черниговской" остался артефакт с тех времен, пока станция была конечной. Вместо привычного забора здесь находятся две капитальных стены, оставшиеся от ПТО (пункт технического обслуживания), которое при продлении линии было разобрано и перенесено за оборотные тупики "Лесной".

Фото: tov-tob.livejournal.com

25. Вид в сторону "Лесной":

Фото: tov-tob.livejournal.com

Лесная

Проектное название - "Мурманская" (или "Ул. Мурманская"). До 1993 г. станция имела название "Пионерская" (в честь Международного года ребенка, объявленного ООН в 1979 г.). После переименования в 1993 г. станция носит название одноименного жилмассива, расположенного поблизости.

Открытие станции состоялось 5 декабря 1979 г. В 2005 г. был открыт второй (восточный) выход со станции. Как и у остальных соседних станций, конструкция станции наземная, но построена она по индивидуальному проекту. В плане архитектуры "Лесная" также получилась наиболее выразительной среди своих наземных сестёр.

Архитекторы: И. Масленков, Т. Целиковская, А. Крушинский, Н. Чуприна, при участии А. Працюка, Ф. Зарембы, Л. Лепехиной.

Художники: И. Левицкая, Ю. Кисличенко, А. Шарай (художник-керамист).

Пассажиропоток - 66,9 тыс. пассажиров в сутки. Станция является одной из самых загруженных в метро.

26. К сожалению, ни одного проектного эскиза этой станции найти не удалось и неизвестно, сохранились ли они вообще. Строительство станции:

Фото: tov-tob.livejournal.com

27. Эпизоды строительства перегона "Комсомольская"-"Пионерская":

Фото: tov-tob.livejournal.com

28.

Фото: tov-tob.livejournal.com

29. Навес над платформой опирается на двойные колонны по центру платформы. Между колоннами расположены кованые металлические решетки со вставками из витражного стекла, отражающих тематику пионерского движения (горны, костры, звезды, изображения пионеров и т.д.). Ранее там же находилось и название станции, которое после переименования демонтировали.

Фото: tov-tob.livejournal.com

30. Выход поезда из под оборота:

Фото: tov-tob.livejournal.com

31. Вид на станцию со стороны Броварского просп.:

Фото: tov-tob.livejournal.com

32. Один из выходов:

Фото: tov-tob.livejournal.com

33. Путевое развитие за станцией. За оборотными тупиками располагается ПТО, перенесенное с "Черниговской", с крыши которого была сделана эта фотография.

Фото: tov-tob.livejournal.com

34. Заход состава в ПТО:

Фото: tov-tob.livejournal.com

35. Между ближними колоннами можно заметить кованые цифры "1979" вместе со словом "станція". Над ними располагалось старое название станции; новое, увы, не появилось.

Фото: tov-tob.livejournal.com

36.

Фото: tov-tob.livejournal.com

37. Одна из витражных вставок:

Фото: tov-tob.livejournal.com

38.

Фото: tov-tob.livejournal.com

После сооружения "Лесной" неоднократно всплывали планы дальнейшего продолжения линии на восток. При Союзе рассматривались варианты строительства станции в Быковне после застройки этого района многоэтажками или в случае строительства вокзала Киев-Восточный. В наше время перед выборами можно услышать прожекты продления линии аж до Броваров, но про них благополучно быстро забывают.

Следующая остановка на станциях "Берестейская", "Нивки" и "Святошиин".

Автор: tov_tob. Источник: Метро, которого нет: "Черниговская" и "Лесная"

Тэги: Киев, фото, метрополитен
Печать
Читайте в разделе
Анонс
Выбор читателей
Партія Медведчука заявила, що її лідера хочуть убити нардепи Сергій Висоцький, Микола Княжицький та Андрій Левус. Кого, на вашу думку, явно бракує в цьому “списку жорстоких кілерів”?