Финансовая децентрализация: первые результаты на Востоке

Печать

О необходимости децентрализации власти в Украине говорили практически все политические силы. В первые годы независимости некоторые даже предлагали федерализацию или совсем уж экстравагантные варианты радикального изменения административно-территориального устройства страны. Но со временем большинство политиков сошлось на том, что достаточно в рамках унитарного устройства максимально усилить местные власти, заставив Киев «поделиться» полномочиями и финансами. Ездить в Киев «на поклон» не нравилось всем. А «Партия регионов» даже взяла себе название в честь этой достойной идеи.

Фото: vopros.ua

Но после местных выборов в 2010 на деле властная вертикаль, наоборот, беспрецедентно укрепилась, и «диктат Киева» лишь усилился. Имея «на бумаге» широкий круг полномочий, органы местного самоуправления не имели денег на их реализацию и вынуждены были «делегировать» выполнение соответствующих функций органам государственной власти – районным и областным госадминистрациям. Результат такого положения дел – износ коммунальной инфраструктуры и жилищного фонда (которыми никто толком не занимается), снижение качества и доступности публичных услуг, отсутствие у населения демократических навыков и понимания того, зачем вообще нужны эти ни на что не влияющие местные советы.

Под нож

События 2014 года наглядно показали, что в отношениях между центром и регионами надо-таки что-то менять, и новая власть вспомнила о Концепции реформирования местного самоуправления и территориальной организации власти в Украине. Децентрализацию провозгласили одной из наиболее насущных реформ. Восток традиционно активнее других регионов выступал за расширение полномочий «местных». А опросы доказывают, что большинство поддерживает реформу (67% украинцев по данным СГ «Рейтинг»). После введения первых новаций, в том числе финансовых, большинство местных политиков на Востоке, по данным регионального пресс-центра Информационной кампании "Сильнее вместе!", увидели позитивные изменения.

«В первую очередь, от децентрализации мы ждем больших возможностей принятия решений для громады, - рассказал региональному корреспонденту "Сильнее вместе!" Юрий Ященко, председатель общественного совета при Северодонецком горсовете и руководитель бизнес-клуба «Европейский выбор», - где-то 65% решений шли через Киев, и это, конечно, очень затрудняло работу, теперь появится возможность громаде быстрее решать насущные проблемы. Однозначно хорошо, что больше налогов будет оставаться у нас» - считает эксперт.

Финансы в плюс

Днепропетровские чиновники недавно отчитались, что благодаря финансовой децентрализации областной бюджет получил на 30% больше в первом полугодии по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В частности, акцизный сбор на товары розничной торговли принёс 300 млн грн., налог на прибыль — 518 млн. А во втором полугодии ожидают солидных поступлений от налогообложения транспортных средств. В распоряжении местных властей оказались также средства, полученные за административные услуги, и госпошлина — всё это ранее отчислялось в госбюджет. Таким образом, пока что подтверждается европейский опыт: децентрализация идёт на благо богатым регионам и общинам. Улучшится ли благосостояние бедных районов — можно будет заключить по итогам этого года.

Но уже сейчас о перевыполнении бюджета рапортируют даже на Донеччине. По словам главы Донецкой ОВГА Павла Жебривского, несмотря на боевые действия в регионе, за первое полугодие 2015 года местные бюджеты перевыполнены. «У нас есть определенные проблемы, из-за того, что область в войне, на территории региона проходит АТО. С этим связаны проблемы в частности ведения бизнеса, но местные бюджеты показывают 112% выполнения. К сожалению, не такое хорошее выполнение областного бюджета - оно составляет чуть более 101%. Например, Краматорск получил плюс 42 млн, в том числе благодаря реформе, и тому что 60% налога на доходы физлиц пошли в бюджет города. Мариуполь получил более 100 млн грн».

Перевыполняют бюджет и в Северодонецке: "При плане на первое полугодие 2015 года по собственным доходам местного бюджета, то есть тем, которые образованы за счет поступлений налоговых и неналоговых платежей, в 86 млн. 889 тыс. грн., фактически мы смогли получить 131 млн. 517 тыс. грн. Если мы проанализируем аналогичный период прошлого года, когда фактические поступления составили 88 млн. 778 тыс. грн., можно наблюдать значительное увеличение бюджетных поступлений в этом году. Выполнение плана составило 151%. Благодаря этим доходам мы в первую очередь смогли погасить всю кредиторскую задолженность.». - говорит Марина Багринцева, начальник финансового управления Северодонецкого горсовета.

Мусоровоз за счет децентрализации

Некоторым городам уже даже удалось материализовать увеличение доходов: и.о. городского головы Рубежного (Луганщина) Дмитрия Мухтарова рассказал журналисту "Сильнее вместе!" о новых приобретениях громады: «В прошлом году Рубежное было дотационным городом. В конце года мы просили на выравнивание бюджета порядка 14 млн. гривен. Город жил на краткосрочные кредиты в Казначействе на выплату зарплат бюджетникам. Уже в этом году мы выполняем план на 102%. Мы не берем кредитов. Наоборот, на дополнительные деньги купили машину для ремонта дорог и мусоровоз».

В Николаеве только планируют, куда направить дополнительные ресурсы: по словам Николаевского городского головы Ю. Гранатурова, дополнительный ресурс из городского бюджета, а это более 220 млн грн, полученный в связи с финансовой децентрализацией с начала года, будет также направлен на ремонт кровель коммунальных жилых домов, установку придомовых тепловых счетчиков. Кроме того, благодаря дополнительным финансам решается вопрос о приобретении б/у троллейбусов и трамваев, специализированной техники для уборки города, в частности, снегоуборочной техники, мусоровозов и т.п. - сообщает николаевский корреспондент "Сильнее вместе!" Игорь Пох.

Председатель Николаевской ОГА В. Мериков отметил, что первый этап децентрализации власти – экономический, уже дал позитивные результаты. В Николаеве – прирост в бюджет по сравнению с 2014 годом – 33,3 %, в Первомайске – 65%, такая же тенденция наблюдается и в районах. Это не просто цифры «с потолка». Например, город Николаев и город Первомайск впервые не брали кредиты на ремонт дорог, а использовали свои средства, которые появились в бюджетах, благодаря перераспределению средств и реформированию системы местных налогов, к которым теперь относятся: налог на доходы физических лиц (подоходный), единый налог, плата за землю, налог на недвижимое имущество, транспортный сбор, а также 5%-й сбор от реализации подакцизных товаров.

Подконтрольный вместо безконтрольного

Несмотря на первые успехи, децентрализация остается испытанием не только для местных политиков и чиновников, но и для самих жителей. Ведь именно на их плечи ляжет контроль за деньгами, которые они отдают в местный бюджет.

«Конечно, теперь очень важна компетентность нашей громады. Должна быть элементарная грамотность в вопросах бюджета, притом культура контроля, которую надо воспитывать. Кроме того, необходимо еще грамотное планирование, - рассуждает Юрий Ященко из Северодонецка. Появится понимание, что в отсутствии стирального порошка в детсаду виновны не в Киеве, а в горсовете, а деньги, потраченные на закупку мебели в кабинет мера можно было потратить на замену перегоревших лампочек в уличных фонарях.

"Передача денег и полномочий на места – звучит хорошо в теории. На практике децентрализацию необходимо дополнить еще двумя факторами: сменой политических элит в регионе и повышением уровня требовательности к местной власти со стороны простых людей. Сколько потребуется времени чтоб это произошло – неизвестно. Но сочетание именно этих факторов принесет долгожданное «покращення» всем регионам Украины.» - резюмирует корреспондентка "Сильнее вместе!" из Мариуполя Юлия Диденко.

Местные выборы в этом году станут по-настоящему важными, ведь на избранных депутатов отныне громада возлагает бОльшие полномочия. И большИе надежды.

Тэги: финансы, бюджет, местное самоуправление, децентрализация
Печать
Материалы по теме
Читайте в разделе
Круглый стол

Выбор читателей
Слідчі ГПУ прийшли з обшуком до Клюєва та Сівковича, але випадково потрапили до Ляшка. Як таке могло статися?