Украина: как превратить риски в возможности

Печать

В дни, когда страна отмечает день Независимости, так много надежд на то что новый год для страны будет спешным и переломным на пути становления и развития. Сможет ли Украина превратить существующие риски в возможности, зависит не только от нынешних политиков но и каждого из нас. Ведь то какие вопросы и критерии мы ставим власти, обсуждаем в открытой дискуссии, и есть одним из рычагов влияния гражданского общества которое проходит процесс становления. Как часто мы задаем вопрос, насколько предлагаемые правительством и президентом реформы, соответствуют 3 основным критериям оценки:

  • эффективности;
  • результативности;
  • обеспечения стабильного развития в будущем.

Фото: www.ostro.org

Сегодня, наряду с вопросом территориальной целостности, не менее остро стоит и вопрос обеспечения социальной безопасности страны. Если более пристально посмотреть на множество инициатив и предлагаемых реформ, то зачастую мы видим что происходит формализация и закрепления тех или иных частных интересов, но ни как не людей и страны в целом. На основе чего мы делаем такие выводы.

Во-первых, большинство инициатив - это не создание чего-то своего, нового что идентично для Украины, а калька опыта других стран, просьба о помощи и надежда на Запад. Любая предоставляемая помощь, все равно в пределах интересов и выгод тех, кто ее предоставляет. Если бы Западные страны были бы заинтересованы в сильной стране Украина, конкурентной на европейской и моровой арене, то изначально с 1991 года, Украина бы получала реальную помощь по становлению государственности и трансформации пост советской модели в рыночною экономику. Ведь молчаливое согласие на разворованные национального богатства и построение кланово-олигархической модели управления страной, это тоже действия, ведь олигархи свои деньги держат где?

Во-вторых, если мы берем за основу для развития экономики страны, те сектора экономики, которые уже развиты в других странах, сможем ли мы конкурировать с США, Японией, Китаем, Индией в ИТ, машиностроении, тяжелой промышленности, фармацевтике, создавая что-то абсолютно новое, делая прорывы в технологиях на основе которых можно будет строит новые индустрии и создавать множество рабочих мест?

Да, мы можем взять лучший опыт других стран для реформирования и создания государственных институций, адаптировать его с учетом украинской специфики и реалий. Но это не будет работать в экономике, если мы выберем путь копирования того что уже есть, создания больших аутсорсинговых центров на территории Украины, мы сможем конкурировать с другими странами которые развиваются только за счет дешевой рабочей силы. Но если мы как страна действительно хотим развиваться и быть конкурентными на мировой арене, мы не должны закладывать в основу развитие секторы которые уже успешны в других странах (они прошли свой пусть становления и при других отличных от наших условий). Нужно критично и честно оценивать резервы и возможности, сильные и слабые стороны страны Украина, не занимаясь при этом подменой понятий. 

Например, активное обсуждения насколько ИТ индустрия может стать одним из быстрорастущих и высокопродуктивных секторов экономики Украины. За данными экспертов, которые занимаются прогнозированием будущего развития планеты и государств, основную задачу которая стояла перед ИТ индустрией она выполнила – это обеспечения комфорта жизни. Дальше это будет усовершенствования существующих технологий и их обслуживание. Глобальных прорывов в ИТ уже не будет. Поколение беби-бумеров пошло в ИТ, именно эта индустрия создала основным создателем рабочих места для них. Сможет ли Украина конкурировать на ИТ рынке с США и Индией? Или это только лоббирования интересов игроков рынка ИТ в Украине?

Сегодняшнее правительство на даном этапе должно думать и находить варианты ответов на вопрос о том где будет работать поколение рожденных 2000-2010х годах? Говоря о реформах не ставить цель перераспределения сфер влияния не ресурсы и активы, продолжая политику перекачивания национального богатства в структуры собственных активов. А в первую очередь четко заявив, что страна Украина может предложить миру на мировом рынке? Каким путем будет происходить трансформация существующей структуры экономика в новую, и какие ее сектора будут основными форваторами будущей экономической модели страны? Ведь подготовкой профессионального персонала нужно заниматься уже сегодня. А вопрос решения связки и взаимодействия - определения потребности, подготовки в Вузах и будущей реальной потребностью рынка труда в персонале пока еще не одно правительство так и не предложило за весь период независимости Украины.

Что может предложить Украина? Начать с двух секторов экономики, аграрного и туристического, а также развивать индустрии которые экспортно ориентированы с высокой добавочной стоимостью продуктов и сервисов, создавая новые интеллектуальные, духовные и культурные сервисы.

Если говорить о аграрном секторе, то это глубокая переработка сельскохозяйственной продукции, развитие животноводства. Проблему энергозависимости можно решить создав условия (например налоговые каникулы до 20 лет) для энергосохранных и зеленных технологий, проектов по развитию бережного отношения к природе, экономного использования ресурсов, переработки мусора и отходов. Что в свою очередь будет толчком для создания новых рабочих мест и повышения уровня самозанятости в этих и смежных секторах экономики.

Ведущие мировые ученые-футурологи отмечают что есть четыре основные неисследованные направления которые могут стать основой экономики будущего, а соответственно и основными создателями рабочих мест, это – биомедтехнологии (будущее химии, генных технологий, фармацевтики, аграрного рынка, производства продуктов питания); космические технологии (освоение космоса, развития космических поселений и транспорта); управление временем; возможности мозга человека. Отсюда возникает логический вопрос почему правительство и эксперты, ответственные за реформы, не говорят об построению новых секторов экономики страны. Ведь космическая индустрия на ряду с аграрной может составлять основу экономки Украины XXI века. Именно сегодня важно закладывать будущие развития страны, после окончания боевых действий, создавать предпосылки для восстановления территорий, предупреждения и недопущения социальной и гуманитарной катастрофы с началом холодных периодов. Найти решения можно всегда, если этого хотеть. Если сегодня не решают даного рода вопросы, значит это не нужно, для некоторых сил выгодно зарабатывать на войне и списывать все на войну.

На мировой арене Путин не лидер страны, настоящий национальный лидер и масштабный политик, это тот, кто развивает свою страну, улучшает качество жизни ее граждан, а не просто обеспечивает минимальные социальные гарантии за счет ресурсной составляющей экономики. Не нужно смотреть на Украину через призму украинско-российских отношений, ведь за всю историю Украины она никогда от этих отношений не выигрывала. Думая о будущем важно смотреть на мир шире. Одной из развивающих стран сегодня есть Индия. Ярким лидером которой сегодня является премьер-министр Моди (Нарендра Моди). Основные цитаты с его обращения к нации ко дню 68-летия независимости Индии, которые привел The Economic Times:

  • «если вы работаете 12 часов, я буду работать 13 часов, если вы работаете 14 часов, я буду работать 15 часов»;
  • «я не из Дели, а только два месяца здесь, у меня сейчас уже есть понимание что происходит внутри правительства, много борьбы внутри правительства, но я хочу сломать это, мы все должны следовать единой миссии и цели – это выведет нацию вперед»;
  • «я с бедной семьи и хочу, и я хочу чтобы не было бедности, если мы хотим строить нацию, давайте начнем с развития деревень»;
  • «перед тем как что-то делать, мы должны спросить себя, поможет ли это бедным, и пойдет ли это на пользу нации»;
  • «я хочу пригласить других людей с мира – приходите и работайте в Индии, приходите и создавайте производства здесь, у нас есть достаточно силы приглашать вас»;
  • «создания продуктов внутри страны которые мы импортируем, при этом наше внутренние производство должно быть без дефектов, не идите на компромисс в производстве, продукция не должна быть отклонена на мировом рынке, производство не должно наносить никакого вреда окружающей среде».

Для привлечение инвестиций страна сделала предложения для инвесторов - предоставления бесплатно земли для создания производства, использования воды и электроэнергии до 20 лет. Установив четкие и жесткие правила для инвесторов относительно использования ресурсов и влияния производства на окружающую среду. Развития системы образования, банковского сектора, страхования. Путь премьер-министра Моди начинался с того что он работал продавцом чая на улице, после этого возглавил свой город, стал министром своего штата, возглавлял свой штат и сейчас уже премьер-министром всей страны.

Это яркий пример для Украины, ведь одни заявления об изменения системы нечего не изменят, к сожалению многочисленные жертвы привели только к тому что одна управляющая элита изменилась другой, одни олигархи хотят заменить других и делят зоны влияния и регионы. Это не меняет качество жизни простых людей, социальные ожидания очень велики в обществе, на фоне обострения экономической ситуации, одной из ключевых задач сегодня является стабилизация социальной ситуации, предотвращение социальных взрывов. В Украине начнутся реальные реформы тогда, когда высшие посты в государственной и местной власти начнут занимать профессионалы, честные и порядочные люди с низу, для которых служение своей стране и нации не лозунги политической компании, а личное убеждение, которому они следуют. Тогда не будет министров которые уходят «потому что им не дали возможность внедрить реформы», как будто они не знали куда идут и с кем в команде, президента беглеца или олигарха. А будут действительно лидеры страны, пришедшие на служение своему народу и стране.

Тэги: бизнес, Украина, реформы, ИТ-индустрия, Нарендра Моди
Печать
Читайте в разделе
Выбор читателей
В.о. директора департаменту з питань люстрації Міністерства юстиції призначено 23-річну Анну Калинчук. Ваша реакція з цього приводу?